Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Пятница, 24 03 2017
Home / Экономика / Самолеты не летают сами

Самолеты не летают сами

Началась масштабная проверка квалификации пилотов

pilot

На сегодняшний день в РФ функционирует более 100 авиационных учебных центра. По результатам проверки уже три из них лишились лицензий.

Страшная авиакатастрофа в Татарстане, случившаяся в ноябре прошлого года и унесшая жизни 50 человек, среди которых был сын президента республики Ирек Минниханов, невольно дала толчок крупномасштабной кампании по проверке квалификации российских пилотов, которая проводилась с участием прокуратуры и Росавиации. Тогда под подозрение СКР в подделке документов попали 70 летчиков, а в черном списке оказались пилоты авиакомпаний «ЮТэйр», «Россия», «Уральские авиалинии», «Таймыр», «Ямал», «Ак Барс Аэро», «Северный ветер», «Вологодское авиапредприятие» и «Псковавиа».

Как результат — три авиационных учебных центра лишились сертификатов. Соответствующий приказ был подписан главой Росавиации Александром Нерадько в начале недели.

По данным «Известий», момента начала кампании эта участь уже постигла Красноярский учебно-тренировочный центр, авиационный учебный центр «Крылья Невы» (Санкт-Петербург), теперь к ним примкнула и новая тройка. В нее входит некоммерческое партнерство «Центр деловой и деловой авиации «Колибри», ЗАО «Авиакомпания «Интертрансавиа» и ФГУП «Приволжский учебно-тренировочный центр». Судя по тексту приказа, нарушений было немало, которые и выявили скрупулезные проверки. И вот что выяснилось в результате.

Перечень нарушений некоммерческого центра деловой и любительской авиации «Колибри» впечатляет. Как выяснилось, у тренировочного центра по сути и тренироваться-то было не на чем — отсутствовали учебный корпус, специально оснащенные кабинеты, библиотека с необходимыми учебными материалами, специальные тренажеры, штатный преподавательский и инструкторский состав. После такого перечня невольно напрашивается вопрос о том, как собственно вообще там проходили занятия?

В качестве финального штриха добавим, что у «Колибри» не были заключены необходимые договоры для обеспечения учебного процесса, который АУЦ не в силах реализовать сам.

Немного иная ситуация сложилась с государственным Приволжским УТЦ и частным АУЦ «Авиакомпания «Интертрансавиа». В первом некоторые тренажеры для обучения присутствовали, равно как и кабинеты, хоть и не оборудованные должным образом. Однако обе эти компании вообще не имели лицензий на осуществление образовательной деятельности. В Приволжском УТЦ преподавали неквалифицированные специалисты.

Между тем, ее деятельность и ранее вызывала нарекания у проверяющих органов. Ее работа впервые была приостановлена в 2011 году, а спустя два года против нее было возбуждено уголовное дело. Куйбышевская транспортная компания не обнаружила в Приволжском УТЦ лицензии на осуществление образовательный деятельности, в связи с чем инициировала процесс по статье о незаконном предпринимательстве. Представители центра тогда заявляли, что сертификат у заведения есть, а сложности с лицензией связаны с тем, что с сентября 2013 года сертификацию учебных заведений проводит Росавиация, а лицензию выдает Минобразования. В Приволжском УТЦ в 2013 году обучение прошли около 2 тыс. специалистов.

Вообще Приволжский УТЦ работает с 1960-х годов и ранее за этим центром были закреплены все авиапредприятия Оренбургской, Саратовской, Куйбышевской (ныне Самарской) областей, сообщает «Известия». Кроме этого обучение там проходили сотрудники авиапредприятий двух республик из состава РСФСР — Татарской АССР и Башкирской АССР. После распада СССР этот центр был реформирован и какое-то время ему удавалось входить в список крупнейших АУЦ на постсоветском пространстве, но в связи с выводом из эксплуатации самолетов Ан-24, Як-40 и Ту-134 центр стал невостребованным в отрасли.

В перечне АУЦ Росавиации по состоянию на вечер среды указано, что сертификат «Колибри» действует до 26 мая 2016 года. АУЦ «Интертрансавиа» специализировался на подготовке и переподготовке пилотов гражданской авиации. Представительства АУЦ есть в четырех городах России (Москве, Челябинске, Ставрополе, Краснодаре), на Украине и в Чехии. В перечне Росавиации такой АУЦ не значится.

По словам эксперта комитета по транспорту ГД Романа Гусарова, вся система подготовки и переподготовки авиационных кадров в стране коррумпирована. Он добавил, что действия Росавиации являются прямым следствием работы Генпрокуратуры.

Между тем на территории России образовался серьезный переизбыток авиационных учебных центров, считают эксперты. Всего, по данным Росавиации, на сегодняшний день в списке действующих АУЦ числится 108 таких центров.

Как отмечает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, такого количества учебных центров не наблюдалось даже в советские годы, когда на территории всего Союза таковых работало не более 40. По его мнению, Росавиация физически не в состоянии уследить за всеми ныне существующими, что, безусловно отражается на качестве образовательных услуг. «К тому же количество летного и инженерно-технического персонала, востребованного в отрасли, на сегодня значительно меньше, чем количество авиационного персонала до распада СССР», — говорит пилот.

Он и другие пилоты поддерживают зачистку, которую проводят Росавиация и прокуратура в отношении учебных центров, готовящих пилотов.

Евгений КОСТИН

Фото: izvestia.ru

Рейтинг@Mail.ru