Сможет ли российский фастфуд потеснить уже ставшее привычным меню от “Макдоналдс”?
“Если McDonalds – хорошее заведение, почему наши люди умирают в 57 лет?” Свою особую “любовь” к этому бренду Владимир Вольфович никогда не скрывал, костеря чем свет стоит заморские булки с котлетами. Между тем, и сами россияне, не смотря на извечные очереди за американским фастфудом, оказывается, к детищу дядюшки Мака особой любви не питают. А выяснилось это тоже не без “помощи” Америки, которая своими санкционными устрашениями спровоцировала закрытие трех ресторанов быстрого питания сети в Крыму. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский тут же подхватил идею и начал кампанию против «Макдоналдсов», пообещав закрыть американские рестораны быстрого питания. Давно на сеть заведений поглядывают, правда, без аппетита, Роспотребнадзор и общество по защите прав потребителей, нет-нет да обвиняя производителей гамбургеров в несоблюдении норм здорового питания.
За последние месяцы отношение россиян к США серьезно изменилось и, надо признаться, не в лучшую сторону. Наши принципиально разные позиции по Украине “задели” даже столь популярный в РФ бигмак и его собратьев по кухне. Согласно опросу исследовательского центра Superjob, 62% респондентов совсем не против закрытия «Макдоналдсов» в России, а самые активные даже пикетируют рестораны и собирают против них подписи в интернете.
А чтобы россияне не голодали вне дома, надо открыть собственные фастфуды – блинные, чебуречные и пельменные, считает Владимир Вольфович.
Действительно, рынок фастфуда в стране очень востребован. Его ежегодный прирост составляет порядка 20% в год. И, не смотря на изобилие американских бутербродов, не меньшим спросом пользуются и традиционные русские блины, которые предлагаются с самыми разными начинками от сладких до соленых и острых. На сегодняшний день блинные имеют все конкурентные преимущества в сравнении с западными собратьями. По словам руководителя отдела франчайзинга “Магазина готового бизнеса” Владимира Матюхина, наши заведения могут предложить бесплатный Wi-Fi, бесплатный туалет, вежливое обслуживание, качество блюд и невысокие цены. Средний чек обычной блинной такой же, как в «Маке»: за небольшой обед – 150 рублей. Но при всех несомненных преимуществах, в одном он все же отстают от “большого М” – в узнаваемости бренда. Да и за скоростью обслуживания в “Маке” не всем под силу угнаться.
Не смотря на преимущества, немногие российские предприниматели спешат создать конкуренцию американскому фастфуду. Причин достаточно. Это и излишнее администрирование, удушливый контроль госорганов, а также высокие налоги, которые вкупе способны серьезно поколебать уверенность в том, что срок окупаемости не растянется на непредвиденные несколько лет.
В целом неплохим спросом пользуются у наших граждан чебуречные и пончиковые, особенно на выездах, трассах и заправках. Покупателям импонирует формат придорожного кафе. В данном случае у владельцев таких заведений есть все шансы обзавестись постоянными клиентами если качество будет на должном уровне.
В одном из аналогичных заведений, “Чебуречной в СССР”, рассказали, что “фишка” их меню – это всеми любимые, но гораздо менее доступные из-за повсеместного засилья суши-роллов пельмени ручной лепки, разного вида чебуреки, салаты «Селедка под шубой» и «Столичный», а также прохладительные и горячительные напитки. Такой незатейливый общепит без скатертей на столах и с антуражем а-ля 80-е активно привлекает посетителей, которые уже успели соскучиться по ушедшей “совковой” эпохе и ее простым блюдам.
Не так успешно дела идут у пельменных, блюда которых народ хоть и любит, но не воспринимает как отдельный формат. По сути, пельмени – не совсем фастфуд. Скорее, это полноценное горячее блюдо, которое во многих общепитах стоит отдельным пунктом меню. А вот открыть пельменную – непросто из-за сомнительной окупаемости при немалых вложениях на специальное оборудование для замеса теста, приготовления фарша и лепки пельменей.
И не смотря на попытки местных бизнесменов нестандартными решениями привлечь к своим заведениям больше покупателей, все равно многие места общепита пока не дотягивают до вездесущего “Мака” – интерьер, чистота и гигиена, выстроенный ассортимент, – считает Матюхин.
Как пишет “Собеседник”, не смотря на допускаемые ошибки, российский рынок фастфуда активными темпами рвется вперед, в качестве передовых идей предлагая доселе невиданные продукты. Так, например, северяне презентовали свою уникальную линию фастфуда: сухарики из арктического мха, шоколад с ягелем, чай из тундровых трав. По заверению ученых, это не только быстро, но и полезно: например, олений мох – природный антибиотик, а большинство ингредиентов – экзотика только для поколения «Макдоналдса», а для северян-оленеводов куда привычнее бигмаков.
Сергей КОВОЛЕВ
Фото: photoshtab.ru