Стратегические зарисовки на полях украинской книги перемен.
Я не разделяю мнения ряда экспертов, что у Украины изначально не было будущего. Некоторые шансы с ненулевой, хотя и крайне малой вероятностью, были. Украина могла стать центром притяжения самых различных небанальных трендов. Своего рода аттрактором когнитивного развития. Это самая благодатная по своим природным условиям республика СССР с неплохими запасами полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силой и инженерно-техническим потенциалом, с великими традициями фундаментальной и прикладной научной школы, с мощным ВПК и выгодным географическим положением, что позволяло ей создавать свою собственнную цивилизационную модель.
На мой взгляд Украина могла бы великолепно вписаться в Союзное государство, которое сейчас состоит из России и Белоруссии, причем Белоруссия фактически доминирует на уровне бенефиций. Украина нужна России еще больше, чем Белоруссия, поэтому и выгоды от такого союза могла бы извлечь неизмеримо большие.
Украина была нужна России прежде всего для увеличения емкости внутреннего рынка. Ни о какой новой индустриализации нельзя говорить, пока совокупное население Евразийского Союза не достигло хотя бы 250 миллионов человек. Без Украины этот вопрос решается привлечением разве что Турции. А это совсем другой геополитический расклад, совсем другой этническаий баланс, другая этнодинамика.
Промышленные регионы Украины кооперировались бы с российскими индустриальными центрами, а западные селяне ездили б на заработки в Москву, заместив азиатских гастарбайтеров.
Но эти возможности не состоялись и не состоятся уже никогда. По крайней мере на среднесрочную перспективу.
Могли быть и иные варианты.
В эпоху раннего майдана Киев посетил известный российский философ и историк Сергей Переслегин, руководитель творческой группы «Конструирование будущего». Он выступил здесь на коференции с оригинальным докладом «Як зробити інтелект ресурсом розвитку України?» («Как сделать интеллект ресурсом развития Украины?»). Оригинальность переслегинского доклада в том, что он провозгласил (предположительно, конечно) Украину наследницей Австро-Венгрии, носительницей идей укроцентризма. Впрочем, сам термин «укроцентризм» употребил украинский философ Сергей Дацюк.
Любезный читатель, крепче держись за стул, читая столь живописные «вытребеньки», изобретенные воспаленным разумом незалежных теоретиков. К сожалению, это норма украинской действительности, и с этим ничего не поделаешь.
Так вот. Сергей Переслегин поставил перед теоретиками укроцентризма стратегическую задачу, поставленную еще австрийским императором Францом-Иосифом – перехват интеллектуального лидерства:
«Где-то в конце 19 – начале 20 века, перед Первой мировой войной, подобный проект возник у великого императора Австро-Венгрии Франца Иосифа. Венский университет, вероятнее всего, был институциализированной группой этого проекта. Мы можем видеть этот проект по его обломкам. Обломки – это венская школа психоанализа, венская школа лингвистики, венская школа экономики, венская школа логики, венская шахматная школа, венская формальная школа исскуствоведения.
А теперь на одну секунду представьте, что все это удалось собрать в единый проект, что безусловно и произошло бы, останься Австро-Венгрия существовать как страна. Вот эти обломки стали бы единой конструкцией. Да, конечно, Франц Иосиф ставил вопрос о перехвате интеллектуального лидерства по крайней мере в германском мире, а желательно и в англо-саксонском. Мое жесткое утверждение, Украина остается сейчас наследником державы Франца Иосифа и имеет определенные шансы реинсталлировать этот проект. То, что с тех пор прошло сто лет значения не имеет. Эти проекты большие. Проект римской католической церкви по единой Европе знал 3 этапа: крестовые походы, священную империю германской нации и сегодняшний Евросоюз. Т.е. на протяжении тысяч лет лет римская церковь через серьезнейшие поражения делала эту работу. И в конце концов, ее довела.
По этому поводу, с моей точки зрения, вопрос об Австро-Венгерском проекте является для современной Украины вызовом, надеждой и шансом».
Я удержусь от того, чтобы протицитировать альтернативное мнение бравого солдата Швейка по поводу Австро-Венгрии (“Такой идиотской монархии не место на белом свете”) и не буду вспоминать рассказанную им забавную историю про портрет Франца-Иосифа, на который гадили мухи. Ибо это выпадает из академического стиля моих стратегических зарисовок.
Скажу лишь, что всем этим замыслам современных конструкторов украинского будущего не суждено сбыться. «Мое жесткое утверждение» – Украину развернули в совсем другом направлении уже лет тридцать назад. Именно тогда был взят курс на западноукраинский национализм как локомотив цивилизационного развития. Такая стратегия могла быть реализованнорй, если бы Галиция военным и социокультурным гигантом среди отсталых, промышляющих подсечным земледелием пустошей Евразии. А в текущей реальности Западная Украина — отставший на две сотни лет даже от стран Восточной Европы регион со структурной застойной безработицей, патриархальным укладом бытия и полным отсутствием цивилизационных перспектив. То есть невозможностью расширенно вопроизводить свой образ жизни, и даже сохранить его в пределах самой Галиции.
Из двух цивилизационных проектов — евразийского и «австро-венгерского» Украина выбрала третий — ультранационалистический. Вернее, он был навязан западными спецслужбами, замысел которых заключался не в создании нового цивилизационной лидера человечества, а упертой воинственной «Антироссии».
Это классический прием европейской военной стратегии, впервые использованный великим античным полководцем Эпаминондом. Проведя несколько победных походов против Спарты, он решил сэкономить силы своего войска, создал в приграничной к Спарте местности Аркадии город Мегалополь и населил его враждебными Спарте аборигенами. Мегалополь стал «Антиспартой», форпостом в войне с лакедемонянами. В двадцатом веке такой «Антироссией» был гитлеровский рейх, сейчас его место заняла Украина.
Каковы перспективы начавшейся войны Украины против России? Сразу же внесем существенную проправку — войну на самом деле ведет Америка. Вернее, администрация мистера Обамы. В этом плане интересен для вдумчивых экспертов недавний звонок Владимира Путина Джорджу Бушу- старшему. Российский Президент поздравил патриарха американского консервативного истеблишмента с 90-летним юбилеем. Наверняка они поговорили и о чем-то взаимно интересном. Возможно, о том, как помочь республиканцам победить на грядущих президентских выборах. И не исключено, нашли какие-то нестандартные ходы.
Так вот, ровно до 2018 года, когда пройдут очередные выборы американского президента, украинская антироссийская истерика и имманентная ей война будут продолжаться. Киевская «влада» будет вынуждена перейти к стратегической обороне, потеряет часть своих территорий. Не только в Новороссии. Но и на западе. Под предлогом спасения этнических меньшинств от гуманитарной катастрофы в Закарпатье войдет объединенные войска Венгрии и Румынии и фактически аннексируют этот регион. Северо-запад Украины де-факто перейдет под контроль вооруженных подразделений Польши и Литвы, которые призовет на помощь оскудевшее мобилизационными возможностями киевское правительство.
Когда же в 2018 году в Овальный кабинет Белого Дома въедет, ну скажем, Джеб Буш, проект «Антироссия» в его нынешнем виде будет если не закрыт, то резко купирован. Америка эвакуирует из пылающих киевских развалин немногих своих агентов, Яценюка (много знает), Дещицу (опытного дипломата), начнет расследования по факту загадочной гибели в своей ванне шоколадного короля (с шарфиком на шее), и предоставит российским военным почетную миссию зачистки бывшей незалежной территории от недобитых бандеровцев.
Галицию же защитят линией Мажино, то бишь Парубия, и дадут местным воякам немного денег, чтобы те тревожили возрождающуюся Российскую империю партизанскими вылазками. Галицию «закроют» не русские, а румыны и венгры, которые в союзе с польскими войсками разгромят остатки «Правого сектора», взамен получив от «Газпрома» существенные скидки по ценам на газ.
Этот один из наиболее вероятных вариантов будущего Украины. Причем, довольно благоприятный. Длительная война между Украиной и Россией неизбежно приведет к власти в России военную диктатуру, которая покончит с враждебных государством в короткие сроки и не взирая ни на какие последствия.
Чем раньше сами украинцы поймут всю эту суровую реальность и отринут беспочвенные мечтания о своем «пути в Европу», тем больше у них шансов на элементарное выживание. О процветании, как вы уже догадались, речь вообще не идет.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ,
Президент Фонда реальной политки (Realpolitik),
эксперт Академии военных наук
Фото: belvpo.com