Жители страны стали покупать больше непродовольственных товаров
В этом году доля продаж непродовольственных товаров увеличилась до 62 процентов. Поэтому российские продавцы принялись активно наращивать ассортимент.
При этом количество продуктов питания, потребляемых россиянами, остается стабильным, пишет «Российская газета». Так что товары длительного потребления становятся главным драйвером роста российской торговли, отмечают эксперты.
Наиболее заметен этот процесс в продуктовых магазинах. Наращивание непродовольственного ассортимента связано с желанием сетей увеличить обороты и прибыль, говорит ведущий эксперт исследовательского холдинга “Ромир” Игорь Березин. “Несколько лет назад в крупных магазинах появились отделы бытовой техники. Сегодня продажи этих позиций увеличились”, – говорит эксперт.
Березин замечает, что продуктовые магазины постепенно вытесняют с рынка специализированную торговлю. Если еще 10 лет назад в России было 8,5 тысячи книжных магазинов, то теперь их осталось 1,5 тысячи. При этом практически во всех супермаркетах и гипермаркетах появились книжные отделы и отделы с прессой.
Руководитель непродовольственной группы подразделения аудита розничной торговли Nielsen Россия Олег Кравченко отмечает, что драйверами роста непродовольственного рынка в России в текущем году являются такие категории, как детские подгузники, жидкое мыло и влажные салфетки.
По словам директора аналитического агентства Infoline Ивана Федякова, в лучшие годы у некоторых сетей гипермаркетов объем продаж непродовольственных товаров начинал превышать объем продаж продуктов питания. В период кризиса и после него ассортимент снизился вслед за спросом. Сейчас опять идет процесс роста доли непродовольственных товаров.
Он ожидает, что крупноформатные магазины продолжат экспансию на смежные рынки. Причем, чем дальше будет идти этот процесс, тем более точно продавцы будут угадывать потребности покупателей. Продовольствие на этом фоне, с точки зрения продавцов, стоит на месте. “Даже при росте доходов человек не станет есть больше, чем он сможет, – рассуждает эксперт. – В какой-то момент наступает предел потребительской корзины по продуктам питания и излишки начинают тратиться на другие товары”.
Продажи товаров длительного спроса – лакмусовая бумажка роста доходов населения (по крайней мере, восприятия этого роста). По словам Федякова, объемы продаж непродовольственных товаров год от года могут изменяться на 15-25 процентов, в зависимости от ситуации в экономике. Так что, судя по нынешним данным, российский потребитель верит в завтрашний день, заключает «Российская газета».
Арсений СПИРИДОНОВ
Фото: a-shop.ru