Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Суббота, 10 12 2016
Home / ГЛАС НАРОДА / Народный рейтинг мэров вновь возглавил глава Казани

Народный рейтинг мэров вновь возглавил глава Казани

ЦИК «Рейтинг» опубликовал очередное исследование, объектом которого стали мэры столиц регионов России.

78

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» опубликовал очередное исследование, объектом которого стали мэры столиц регионов Российской Федерации.  

map-logo1Это уже четвертый по счёту подобный рейтинг. Он полностью преемствен по отношению к предыдущему: под «мэрами» в нем понимаются избранные населением главы городов, либо главы городских администраций, вне зависимости от того, как их именуют СМИ, как звучат их должности в уставах муниципальных образований, или кого сами граждане считают своим «мэром». Участникам обсуждения публикаций ЦИК «Рейтинг» мы хотели бы напомнить, что никакой критерий выявления «мэров» в современных российских условиях не будет безупречен, но изначальное значение этого слова — именно «глава администрации города». Показательно, что даже среди уважаемых экспертов, ставящих под сомнение критерий, принятый в ЦИК «Рейтинг», мнения по вопросу, кого же следует в рамках исследования считать «мэрами», кардинально расходятся. Кто-то полагает, что под этим словом нужно понимать исключительно городских глав; иные включают в их перечень «сити-мэнеджеров» и т.д.  Сам факт, что подобное обсуждение формального критерия длится уже несколько месяцев, с одной стороны, вынуждает аналитиков ЦИК «Рейтинг» вновь и вновь воспроизводить свою аргументацию по данному вопросу, с другой, показывает, насколько актуальную тему затрагивает их работа.

При составлении рейтинга мэров столиц регионов исследователи обращались к материалам открытых источников, данным государственных органов учёта и статистики. При этом главное внимание специалисты ЦИК «Рейтинг» уделили учёту мнений региональных и федеральных экспертов. Именно этот источник информации определил конечные результаты исследования. Основной массив информации по большинству субъектов России был собран в середине июля – первой половине августа месяцев.

По изложенным ранее причинам, в исследовании будут учитываться показатели мэра старой столицы Ингушетии — города Назрань.

В силу недостатка данных в рейтинг за август не вошли Ненецкий и Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область, вновь присоединенные субъекты Федерации – Крым и Севастополь. Кроме того, в рейтинге не рассматриваются Московская и Ленинградская области, в силу отсутствия у этих субъектов собственных столиц. В то же время, было решено внести в него города федерального значения Москву и Санкт-Петербург, сделав акцент на отношении к их руководителям, как к градоначальникам, а не как к главам субъектов.

При составлении рейтинга применялась стобальная шкала оценок. В том случае, когда количество баллов, набранных представителями различных субъектов, совпадало, их место в рейтинге определялось на основании дополнительного обсуждения экспертным сообществом. В таблицах рейтинга отмечены столицы, в которых в 2014 году произошла смена мэров. Для формата и целей исследования признано лишним выделять более ранние даты вступления в должность, или акцентировать внимание на нюансах статуса мэра (и.о., «временно исполняющий»).

В первую группу рейтинга входят мэры, занявшие места с первого по двадцать пятое включительно.

ф.и.о. мэра город субъект РФ баллы динамика
1 МЕТШИН Ильсур Раисович Казань Республика Татарстан 76 0
2 ЕВЛАНОВ Владимир Лазаревич Краснодар Краснодарский край 75 0
3 СОБЯНИН Сергей Семёнович Москва Город Федерального значения Москва 74 0
4 МООР Александр Викторович Тюмень Тюменская область 73 0
5 КОНОНЕНКО Иван Леонидович Салехард Ямало-Ненецкий автономный округ 72 +2
6 БАРАНОВ Константин Викторович Калуга Калужская область 72 -1
7 АЗАРОВ Дмитрий Игоревич Самара Самарская область 71 -1
8 БОЖЕНОВ Сергей Андреевич Белгород Белгородская область 70 +2
9 ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич Санкт-Петербург Город Федерального значения Санкт-Петербург 70 0
10 РЯШИН Максим Павлович Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский автономный округ 68 -2
11 ЧЕРНЫШЕВ Михаил Анатольевич Ростов-на-Дону Ростовская область 67 0
12 ТУЛТАЕВ Пётр Николаевич Саранск Республика Мордовия 67 +1
13 КАДЫРОВ Ислам Вахаевич Грозный Чеченская Республика 66 +1
14 БОБРЫШЕВ Юрий Иванович Великий Новгород Новгородская область 65 -2
15 ЕРМАКОВ Валерий Константинович Кемерово Кемеровская область 65 0
16 КАЛАШНИКОВ Игорь Викторович Псков Псковская область 64 0
17 КЛЯЙН Иван Григорьевич Томск Томская область 64 +3
18 ЯЛАЛОВ Ирек Ишмухаметович Уфа Республика Башкортостан 63 -1
19 НИКОЛАЕВ Айсен Сергеевич Якутск Республика Саха (Якутия) 62 0
20 ЛОКОТЬ Анатолий Евгеньевич  06.04.2014 вступил в должность Новосибирск Новосибирская область 60 -2
21 КОНДРАШОВ Виктор Иванович Иркутск Иркутская область 58 +2
22 БУЛАКИН Николай Генрихович Абакан Республика Хакасия 57 -1
23 ГУЛЕВСКИЙ Михаил Владимирович Липецк Липецкая область 57 +1
24 КОНДРАШОВ Олег Александрович Нижний Новгород Нижегородская область 56 +3
25 СОКОЛОВ Александр Николаевич Хабаровск Хабаровский край 55 0

Для первой группы рейтинга характерна исключительная стабильность. Практически все колебания в её рамках, вполне подпадают под определение «случайные» и пока не свидетельствуют о каких-либо устойчивых положительных или отрицательных тенденциях. Обмен между этим кластером и нижеследующим так же минимален: небольшой «набор высоты» позволил мэру Нижнего Новгорода Олегу Кондрашову войти в число лидеров.

Пожалуй, только проседание мэра Йошкар-Олы Олега Войнова никак нельзя назвать безболезненным или несущественным.  Целый букет негативной информации, касающийся общественного транспорта (повышение стоимости некоторых категорий проездных билетов, отмена льгот в пригородных автобусах, проблемы с пригородными электричками), совпал с демаршем  «Общероссийского народного фронта», касающегося неэффективного использования муниципального имущества. Объявление в розыск бывшего председателя комитета по расчетам и платежам Йошкар-Олы, подозреваемого в присвоении денежных средств, так же не прошел безболезненно для репутации местной муниципальной власти.

shat

Александр ШАТИЛОВ

Кандидат политических наук, декан факультета «Социология и политология» Финансовой академии при Правительстве РФ

Рейтинг Сергея Собянина, как мэра, за месяц не претерпел существенных изменений и остался на прежнем уровне. Его не смогла поколебать даже резонансная катастрофа в московском метро. Показательно, что при определении места главы столицы России среди губернаторов, реакция экспертного сообщества оказалась менее снисходительной. Причина такой кажущейся несогласованности очевидна: среди мэров столиц субъектов мало кто может составить конкуренцию даже «оступившемуся» Сергею Семёновичу, среди же губернаторского сословия ситуация иная. Сопоставимых политических величин тут значительно больше, следовательно, любому тяжеловесу гораздо легче потерять занимаемые позиции при неблагоприятных обстоятельствах. Впрочем, полагаю, что трагедия в московском метро не осталась незамеченной аппаратными противниками московского мэра, и те при возможности еще достанут этот «козырь» и разыграют его против Сергея Собянина.

Стабилизирующее воздействие на рейтинг столичного мэра, как ни парадоксально, оказывает предвыборная ситуация. Электоральная кампания в Мосгордуму идет весьма сонно, рутинно и пассивно, что лишь подчеркивает нежелание жителей города идти «в стык» с федеральной и региональной властью. Думается, что победа «официальных» кандидатов, формирование предсказуемой МГД укрепят позиции Сергея Собянина, несколько «реабилитировав» его после скандальных выборов прошлого года.

Солидная стабильность сближает с Сергеем Собяниным мэра Санкт-Петербурга. Хотя во многом Георгий Полтавченко является его антиподом. Например, это касается очень скромного присутствия  Георгия Сергеевича в Российском пиар-пространстве. Недаром его называют «тишайшим». Если вспомнить, что такое определение было дано одному вполне успешному российскому самодержцу, адресованное мэру, оно воспринимается как очень лестное. При известной оппозиционности населения города по отношению к «пришлому» главе, тем не менее, все социальные исследования показывают, что в северной столице люди настроены весьма оптимистично, ожидают улучшения своей жизни и считают её более предпочтительной, чем в других регионах. Пожалуй, только московский уровень признается здесь более высоким, да и то с различными оговорками. Проблемы ЖКХ весьма беспокоят питерцев, но подавляющее большинство понимает, что развал этой сферы насчитывает не одно десятилетие и не персонифицирует её недостатки с деятельностью именно Георгия Полтавченко. Притом, что серьезных провалов за мэром города не числится, все эти обстоятельства в исследовании ЦИК «Рейтинг» позволяют ему занимать стабильно высокую позицию.

Молевич-1

Евгений МОЛЕВИЧ

Академик Российской академии социальных наук, заведующий кафедрой социологии и политологии Самарского государственного университета

Я думаю, что Дмитрий Азаров регулярно занимает достойное место в этом рейтинге заслуженно. Он входит в президентскую кадровую сотню, регулярно попадает в топ лучших мэров страны, недавно его выдвинули в председатели Всероссийского Совета местного самоуправления. Небольшое снижение позиций в данном рейтинге за последний месяц, по-видимому, связано с предстоящими выборами губернатора Самарской области. Сейчас имидж главы города работает на главного кандидата в губернаторы региона. В целом же, благоприятные изменения в жизни Самары очевидны. Все мы видим улучшения в плане благоустройства города, реконструкции набережной, наблюдаем строительство дорог, есть положительные сдвиги в сфере ЖКХ. Значительны успехи в дошкольном образовании — только в этом году сдано пять детских садов. Я живу в Самаре уже более полувека. С 60-х годов было всего два хороших градоначальника — это Алексей Росовский, при котором Куйбышев из деревни превратился в город, и Азаров. Все-таки это первый с советских времен руководитель, кто является действительно мэром, хозяином города, а не политиком. Кроме того, заслуга Азарова состоит в том, что в регионе ушла конфронтация между мэром Самары и губернатором. Ведь все предыдущие главы города находились в постоянном состоянии войны с главой региона, и это никогда не шло на пользу столице региона.

Белозеров-1

Георгий БЕЛОЗЁРОВ 

Председатель Российского Управленческого Сообщества, член Экспертного совета Росимущества по вопросам кадрового потенциала

Так сложилось, что я очень неплохо осведомлен о том, как обстоят дела в столице Якутии, знаком с работой мэра города и его помощников. Знаю, как меняется и развивается город, какие проекты будут в нем реализовываться. До последнего времени Якутск и его мэр во всероссийской повестке специалистов-управленцев фигурировали не очень часто. Но уверен, что в самое ближайшее время ситуация коренным образом изменится. В мэрию и её структуры пришла команда молодых, прекрасно образованных специалистов, ориентированных на результативное исполнение своих обязанностей. Программы, которые они продвигают, очень амбициозны и перспективны.

Якутия — национальная республика, в которой, как и во многих подобных случаях, в органы управления выдвигались почти исключительно местные национальные кадры. Важнейшим достижением я считаю начавшийся в столице этого субъекта решительный отход от прежней закрытости. Я вижу, с какой настойчивостью там сегодня ищут способных управленцев в других регионах. Безусловно, это стратегическая установка, которая самым благоприятным образом скажется на развитии и Якутска, и всей Республики Саха-Якутия.

blyaher

Леонид БЛЯХЕР

Политолог, профессор Тихоокеанского государственного университета,  член Президиума Российской ассоциации политической науки

Положение Хабаровска, действительно, стабильное. В городе за последнее время принципиальных изменений к худшему или лучшему не прослеживается. Заканчивается весьма непростая, чреватая конфликтами работа по «подтопленцам». Насколько знаю, сейчас она не выбивается из намеченного графика. Во всяком случае, новые дома, предназначенные для жителей, пострадавших от паводка, власти обещают сдать в ближайшее время.

Никаких проблем не возникает для города, муниципальных властей в ходе избирательных кампаний, которые сейчас идут и в краевую, и в городскую думы. Если говорить о взаимоотношениях Александра Соколова с губернатором, то здесь ситуация складывается весьма оригинальная: мэр столицы субъекта гораздо более значимая фигура, во всяком случае, в городе, чем глава края. Поэтому, кто здесь в чьей команде, — вопрос достаточно дискуссионный. Александр Николаевич в краевой политике фигура очень серьезная, даже во многом определяющая. Если говорить о хозяйственной части, то, говоря строго, при нынешнем состоянии финансирования, почти не в одном городе не может быть резкого улучшения. Повторюсь, — откровенных провалов в городском хозяйстве Хабаровска нет. На сегодняшний день это само по себе немалое достижение.

Вторую группу рейтинга составили мэры, занявшие места с 26 по 53.

Ф.и.о. мэра город субъект РФ баллы динамика
26 ВОЙНОВ Олег Павлович Йошкар-Ола Республика Марий Эл 54 -4
27 АБРАМОВ Сергей Васильевич Магадан Магаданская область 54 +3
28 ПУШКАРЕВ Игорь Сергеевич Владивосток Приморский край 53 +4
29 БОБРОВ Александр Филиппович Тамбов Тамбовская область 52 -1
30 КОЗЛОВ Александр Александрович и.о. с 20.02.2014 Благовещенск Амурская область 52 +4
31 ЛАДЫКОВ Алексей Олегович Чебоксары Чувашская республика 51 +4
32 САМОЙЛОВ Дмитрий Иванович Пермь Пермский край 51 -1
33 ПОЗДЕЕВ Иван Александрович Сыктывкар Республика Коми 51 +4
34 ГУСЕВ Александр Викторович Воронеж Воронежская область 50 -5
35 БУРЕНИН Александр Григорьевич Саратов Саратовская область 50 +3
36 СЫСОЕВ Андрей Иванович Мурманск Мурманская область 49 +3
37 АРАПОВ Евгений Сергеевич Оренбург Оренбургская область 49 -1
38 ПАНЧИН Сергей Сергеевич Ульяновск Ульяновская область 48 -5
39 ДАВЫДОВ Сергей Викторович Челябинск Челябинская область 48 +6
40 АВИЛОВ Евгений Васильевич Тула Тульская область 47 +1
41 КУЗЬМИЧЁВ Александр Станиславович Иваново Ивановская область 47 +1
42 АЛЕКСЕЕВ Алексей Валерьевич Петропавловск-Камчатский Камчатский край 46 +1
43 ТАМБИЕВ Руслан Алиевич Черкесск Карачаево-Черкесская Республика 45 +1
44 ДВОРАКОВСКИЙ Вячеслав Викторович Омск Омская область 45 +2
45 ЯРОШУК Александр Георгиевич Калининград Калининградская область 44 +2
46 ШУЛЕПОВ Евгений Борисович Вологда Вологодская область 43 -6
47 РОЙЗМАН Евгений Вадимович Екатеринбург Свердловская область 43 -21
48 АКБУЛАТОВ Эдхам Шукриевич Красноярск Красноярский край 42 +1
49 НЕЧАЕВ Александр Витальевич Ярославль Ярославская область 42 +2
50 ЕМЕЦ Виктор Валентинович Кострома Костромская область 41 0
51 НАДСАДИН Сергей Александрович и.о. с 01.02.2014 Южно-Сахалинск Сахалинская область 41 +1
52 ОВЧАРОВ Николай Иванович Курск Курская область 40 +8
53 ДЗАНТИЕВ Сергей Шамильевич Владикавказ Республика Северная Осетия-Алания 40 0

Во второй группе рейтинга, по сравнению с вышестоящей, внутренние перемещения осуществляются с гораздо большей интенсивностью. Между тем, обмен между кластерами августовского исследования вообще очень ограничен. Помимо описанной уже минимальной ротации «середнячков» с лидерами, он свелся к столь же незначительной  замене выбывшего из пелатона мэра Рязани Виталия Артёмова, подросшим в классе мэром Курска Николаем Овчаровым.

Для мэра Воронежа неблагоприятной оказалась раскрутка СМИ скандала вокруг приватизации городского кладбища в пользу одного из депутатов областной думы. Лоббистом этого решения считают самого Александра Гусева. Эта история потребовала личного вмешательства губернатора и целой серии оправдательных по своей сути разъяснений Александра Викторовича. Даже разговоры о такого рода приватизациях, вне зависимости от их законности и целесообразности, воспринимаются в нашей стране крайне болезненно. Что соответствующим образом отразило исследование ЦИК «Рейтинг».

Но воронежские перипетии весьма незначительны, по сравнению с событиями в Рязани, приведшими к резкому ослаблению позиций её мэра. Резкое увеличение тарифов ЖКХ больно ударило по интересам жителей. В ответ последовал сбор подписей под петицией о замораживании упомянутых тарифов. На этом фоне подлил масла в огонь выпад одного из местных журналистов против председателя городской Думы, поставившего под сомнение законность награждения последнего медалью Минобороны, как лица, не служившего в армии. Эти события подействовали однонаправлено на ослабление авторитета муниципальной власти вообще и мэра города в частности.

Марков-3

Виктор МАРКОВ

Депутат Саратовской городской Думы

При составлении рейтингов, у нас скорее можно оперировать понятием городская власть, потому, что она сегодня в Саратове представляет единое целое. Это и глава города, и глава администрации, и депутаты городской Думы. Такая ситуация существовала в Саратове, Саратовской области не всегда, —  в прошлом году и начале нынешнего наличествовал весьма серьезный раздрай, который, к счастью, ушёл в прошлое. Поэтому оценка экспертным сообществом эффективности деятельности на своем посту Александра Буренина, по сути своей, является некой производной оценки муниципальной власти вообще. Кроме того, его известность среди общественности относительно невелика, особенно по сравнению с главой города Олегом Грищенко. Тому есть объективные причины: во-первых, Александр Григорьевич относительно недавно возглавил администрацию Саратова; во-вторых, он не особенно пиарится, как человек не склонный к действиям публичного характера.

Город сегодня, принимая во внимание существующие средства, развивается нормально. Серьезных провалов у администрации, после того, как её возглавил Александр Буренин, нет, притом, что финансовые возможности у него существенно меньше, чем у предшественника.  Место, на котором он находится в исследовании ЦИК «Рейтинг», вполне объективное: и не провальное, и не выдающееся. Популярность его растет постепенно, естественным образом, не форсированная действиями СМИ, без внесения различных пиаровских «удобрений». Ключевая проблема городского хозяйства — состояние «Водоканала». Это беда с очень давней историей. Изношенность оборудования и сетей, приводившая уже к серьезным последствиям, является миной замедленного действия, которая заложена под город. В принципе, можно говорить об изношенности всей инфраструктуры города: у нас не ремонтировалась и не расширялась ливневка, канализационная сеть. Только в последнее время начали осознавать серьезность ситуации. Из положительного городского опыта я бы отметил работу по благоустройству. Частность показательная и внушающая оптимизм — развитие рекреационного кластера в Затоне. Совсем недавно там была промзона — грязь, мусор. Сейчас на этом некогда заброшенном месте круглые сутки действуют различные спортивные площадки, до позднего вечера люди играют в волейбол и футбол. Созданы все условия для отдыха. Это тот способ, которым следует бороться со многими асоциальными явлениями, улучшать здоровье и настроение горожан.

Если говорить об отношениях муниципальных властей с областными, то в Саратове действует отлаженная вертикаль. Некоторые трения и обиды возникают при формировании и утверждении бюджетов. Город зарабатывает деньги, а его, если так можно выразиться, обделяют в пользу области. Причем тенденция эта просматривается всё более явственно. Но руководство муниципалитета подчеркивает, что входит в команду губернатора и относится к сложившейся ситуации с пониманием. Положение сложное и сейчас нужно просто проявить терпение. Имеются хорошо проработанные планы по комплексному развитию и благоустройству Саратова, время которых, вне всякого сомнения, придет.

Олейник

Дмитрий ОЛЕЙНИК

Главный редактор «Саратовской областной газеты»

Конец лета для Саратовского местного самоуправления выдался довольно удачным. Ситуация с увольнением директора ФТЛ (Физико-технического лицея №1), вызывающая много вопросов у общественности города, была благополучно разрешена, правда не без ущерба для репутации отдельных городских чиновников, а других проблем, вызывающих широкий резонанс отмечено не было. Из негатива можно вспомнить лишь провалы асфальтного покрытия на новой набережной Саратова, но эта ситуация к саратовскому местному самоуправлению относится лишь косвенно, поскольку подрядчик иногородний, а работы контролирует областная структура. Да и провалы на сегодня ликвидированы.

Из положительного нельзя не отметить сохранение цен на проезд в горэлектротранспорте на уровне 12 рублей, при их повышении, практически во всей области до 15 рублей. Не было больших аварий и в ЖКХ, работы ведутся планово, вода, в том числе горячая в большинстве домов есть без перебоев, что радует, если вспомнить, что еще несколько лет назад горячей воды в многих домах летом не было.

Относительно того, кто фактически является главой города Саратова, могу лишь отметить, что для самих горожан такой вопрос не стоит. Абсолютное большинство уверено, что город возглавляет Олег Грищенко и его команда, одним из давних и активных членов которой является глава администрации города Александр Буренин.

 Так сложилось исторически, так как Грищенко фактически сменил на посту первого мера города Юрия Аксененко в качестве и.о. Именно Грищенко и его команда во многом сформировали состав городской думы еще в 2006 году, и с тех пор сменилось несколько глав администраций города, а Грищенко занимает свой пост непрерывно и фактически определяет политику саратовского органа самоуправления, в том числе – кадровую.

Хотя, нельзя сказать, что он является эдаким самовластным хозяином города. Ни одно действительно важное решение не принимается без учета мнения губернатора области Валерия Радаева, в том числе и решение по кандидатуре Александра Буренина. Нужно отметить, что Буренин имеет благодарности от губернатора, и его работа, а также то, как распределены полномочия между руководителями города, устраивает правительство области и главу региона. С приходом на пост губернатора Валерия Радаева, в области реализуется концепция единой административной команды, когда все важные решения принимаются после коллективного обсуждения.

Белозеров-1

Георгий БЕЛОЗЕРОВ

Председатель Российского Управленческого Сообщества, член Экспертного совета Росимущества по вопросам кадрового потенциала

В Екатеринбурге сейчас ситуация безвластия и некоторого хаоса. Существует множество программ, посвященных борьбе за некое эфемерное счастье всех без исключения горожан, но напрочь отсутствуют эффективные управленческие механизмы. В такой ситуации резкое ослабление в «Рейтинге мэров» позиции Евгения Ройзмана вполне закономерно. Он был известным борцом с наркомафией, пожалуй, самым известным в России. Теперь же оказался в роли мэра города, которым фактически не управляет и не может управлять. Работа муниципалитета полуторамиллионного города — очень сложный технологический процесс. Есть ли у Евгения Ройзмана команда профессионалов? Способен ли он сам лично управлять какими-либо хозяйственными процессами? Вопросы, увы, риторические. Одно дело — бороться с наркомафией, публиковать замечательные обличительные тексты в интернете, совсем другое — быть мэром. Несмотря на выдающиеся бойцовские качества Евгения Ройзмана, в последнее время все его достижения – получение шишек на свою голову. Ведь, не реабилитантов же он поднимет на решение городских проблем?!

К этим печальным обстоятельствам прибавилась череда скандалов, в связи с которыми называлось его имя или имена близких ему людей. Подобный фон на часть горожан, конечно, подействовал негативно. Однако если говорить об убежденных сторонниках Евгения Вадимовича, то данные события сами по себе на них почти не повлияли: они не хотят во всё это безобразие верить и не верят. Но и среди данной категории появились разочарованные. Екатеринбург — город, в котором много представителей креативного класса, людей неравнодушных, желающих лично участвовать в общественной жизни. Они были вдохновлены победой Евгения Ройзмана, однако в дальнейшем так и не получили возможности во взаимодействии с новым мэром реализовать свои устремления. Уральцы —  народ очень общительный, обмен мнениями идёт интенсивно, так же интенсивно формируется общественное отношение к тому или иному явлению, к тому или иному деятелю.

Таким образом, вполне закономерно резкое падение места Евгения Ройзмана в «Народном рейтинге». Здесь сошлось сразу несколько негативных для мэра Екатеринбурга тенденций.

Шаповалов-1

Владимир ШАПОВАЛОВ

Политолог, директор Института политики, права и социального развития Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова

Ситуация в Курске, в плане управления городским хозяйством, достаточно стабильная. Нет никаких кризисных явлений, которые характерны для многих российских городов. Кроме того, нет никаких предпосылок для политического кризиса.

Система с назначаемым главой администрации и избираемым депутатами главой города, чревата различными кризисными ситуациями. В Курске подобной ситуации нет, и отсутствуют предпосылки для серьезного политического противостояния: отношения в тандеме глава города – глава администрации очень деловые, партнерские. Все это в совокупности является залогом роста рейтинга Николая Овчарова.

В последнее время в городе успешно реализуется несколько проектов по совершенствованию и модернизации транспортной структуры. Именно сейчас они дают зримый для общественного мнения результат. Население видит проводимую работу и персонифицирует её с фигурой главы администрации города, что неудивительно, потому что именно он отвечает за это направление.

Определённое значение имеет и предвыборный фактор. Рейтинг губернатора высок, победа его в первом туре, с моей точки зрения очевидна, в связи с чем Николай Овчаров, как представитель команды губернатора, получает свою долю бонусов.

Из событий самого последнего времени следует отметить проведение в Курске «Форума муниципальных инициатив», создавшего позитивный информационный фон для горожан. На нем, в частности, губернатор области одобрил сразу три проекта по созданию комфортной среды в столице субъекта. Проекты касаются благоустройства города, развития образовательных технологий и решения транспортных проблем.

В этом же ключе прозвучало заявление заместителя министра транспорта Российской Федерации, что в федеральном бюджете на 2015 год будет предусмотрено без малого полмиллиарда рублей для завершения строительства юго-восточного обхода Курска.

Таким образом, рост авторитета Николая Овчарова, подмеченный специалистами ЦИК «Рейтинг», полностью согласуется с реальным положением в Курске. В заключение я позволю себе небольшое замечание, касающееся критериев отбора в исследовании: с моей точки зрения, мэром в России нужно считать главу города или сити-мэнеджера, если эта должность введена.

Третья группа Рейтинга мэров включила тех, кто занял 54-78 места.

 № ф.и.о. мэра город субъект РФ баллы динамика
54 ПАВЛЕНКО Виктор Николаевич Архангельск Архангельская область 39 +4
55 ОБЛОГИН Виктор Александрович Горно-Алтайск Республика Алтай 39 -1
56 АРТЁМОВ Виталий Евгеньевич Рязань Рязанская область 38 -8
57 МИХАЛЕВ Анатолий Дмитриевич Чита Забайкальский край 38 -1
58 ЧЕРНОВ Роман Борисович Пенза Пензенская область 38 -3
59 ШОХИН Андрей Станиславович Владимир Владимирская область 37 -2
60 ДЖАТДОЕВ Андрей Хасанович Ставрополь Ставропольский край 37 +2
61 БЕРНИКОВ Михаил Юрьевич Орёл Орловская область 36 0
62 НАРОЛИН Александр Владимирович Майкоп Республика Адыгея 35 -3
63 ШИРШИНА Галина Игоревна Петрозаводск Республика Карелия 35 +2
64 ПРОНЬКИНОВ Евгений Николаевич Улан-Удэ Республика Бурятия 35 0
65 АЛАШЕЕВ Николай Николаевич Смоленск Смоленская область 34 +1
66 ХОВАЛЫГ Владислав Товарищтайович Кызыл Республика Тыва 32 +1
67 АГАШИН Денис Владимирович Ижевск Удмуртская республика 32 +2
68 ДРАНЫЙ Дмитрий Николаевич Киров Кировская область 32 +3
69 САВИНЦЕВ Игорь Григорьевич Барнаул Алтайский край 31 -1
70 КИСТЕНЁВ Анатолий Николаевич Брянск Брянская область 30 -7
71 ЕГОРОВА Ирина Юрьевна Астрахань Астраханская область 30 +4
72 ЯКУШЕВ Александр Георгиевич Курган Курганская область 29 0
73 СУЛЕЙМАНОВ Магомед Валибагандович и.о. с 04.04.2014 Махачкала Республика Дагестан 29 -3
74 ЧУНАКОВ Александр Иванович Волгоград Волгоградская область 28 +3
75 КОДЗОКОВ Мухамед Мартынович Нальчик Кабардино-Балкарская Республика 27 -2
76 ТУМГОЕВ Асланбек Магомедович Назрань Республика Ингушетия 27 0
77 ДОРДЖИЕВ Артур Терекович Элиста Республика Калмыкия 26 +1
78 ТИМОФЕЕВ Юрий Васильевич 28.05.2014 вступил в должность Тверь Тверская область 26 -4

В целом ситуация в нижней части рейтинга, при весьма существенных изменениях внутренней иерархии, продолжает общую тенденцию на крайне скудный обмен между кластерами. Обмен этот строится по формуле «один покинул группу, другой занял его место».

Аналитики ЦИК «Рейтинг» обратили внимание, что новая волна мощной кампании против губернатора Брянской области, к которой подключился телеканал «РЕН ТВ Брянск», весьма болезненно ударила по мэру города, находящемуся в его команде. Экономические проблемы на знаменитом Брянском машиностроительном заводе так же не способствовали улучшению обстановки.

Наконец можно отметить наличие положительного тренда в многострадальной Астрахани.

Конечно, Ирине Егоровой многие поминают работу в команде прошлого мэра, подозревая если не в участии в махинациях, то в осведомленности о них. Практически все эксперты рассматривают её статус, как временный, понимая, что она вступила в свою должность практически при нулевой известности и влиянии в городе. Однако Ирина Юрьевна уже сумела обратить на себя внимание увольнением целого ряда местных чиновников и сокращением подконтрольного ей управленческого аппарата. Это сразу нашло своё отражение в рейтинге.

В Твери крайне болезненную реакцию вызвал происшедший в начале июля месяца снос первого послевоенного памятника освободителям города. Особую негативную символичность данному событию придало то обстоятельство, что снос был осуществлен под строительство нового торгового центра. Случай этот, как часто бывает, потребовал некоторого времени, чтобы «раскрутиться», быть запечатленным в общественном сознании, привести к мобилизации протестных сил и т.д. Борьба за памятник закончилась во второй декаде августа решением, обязавшим муниципальную власть восстановить его на прежнем месте. По мнению экспертов ЦИК «Рейтинг», хотя формально снос памятника был одобрен чиновниками ещё в 2008 году, данный вопиющий случай привел к резкому ослаблению авторитета не только лично мэра Твери, но и всей городской власти в целом.

Черток-1

Леонид ЧЕРТОК

Политолог, Главный редактор Информационного Агентства «RUSNORD» (г. Архангельск)

Если оценивать работу мэрии города, ситуация в Архангельске постепенно улучшается, авторитет Виктора Павленко растет. Он сейчас вошёл в жесткое противостояние с губернатором области. Предметом спора является бюджетная сфера. В частности, губернатор пытается лишить Архангельск средств, которые выделялись городу на исполнение функций областного центра. Виктор Николаевич с подобными тенденциями очень жестко борется. В ответ губернатор через областное собрание пытается провести изменения в закон о муниципальном образовании, чтобы избранный мэр был заменен на сити-мэнеджера. Он даже не скрывает эмоций, заявляет, что ему, как губернатору, будет удобнее работать с человеком подчиненным, несамостоятельным. Конечно, ситуация конфликта с областной властью для города совершенно нежелательна. Однако для людей очень важно, что их интересы начали защищать, — это как глоток свежего воздуха. Не менее важен тот факт, что Виктор Павленко является избранным должностным лицом. Это для горожан имеет принципиальное значение. Люди видят, что их избранник отстаивает городские интересы перед лицом власти более высокого уровня.

Город, конечно, находится в запущенном состоянии. Понятно, что главная проблема —  деньги и необходимость налаживания местного производства. Роль мэра в этом случае не самая главная. Между тем Архангельск живет внутренней торговлей. Но, учитывая ресурсы, которыми располагает Виктор Николаевич, со своими обязанностями он справляется. Я могу подтвердить те выводы, которые делали аналитики ЦИК «Рейтинг» о существенном росте авторитета мэра. По моему мнению, он должен был бы стоять в представленной таблице даже выше. Мы можем сравнивать, что было в Архангельске до него, какие люди занимали кресло мэра, — это просто небо и земля. Но тенденцию специалисты подметили совершенно верно.

Конечно, жизнь резко к лучшему не изменилась, но ситуация у нас в целом не хуже, чем в столицах соседних субъектов, за исключением, конечно, Санкт-Петербурга. Проблемы тоже по российским меркам стандартные: состояние дорог, придомовых территорий, типовое неэлитарное жилищное строительство и т.д. Если говорить о позитивном, то несомненный прогресс достигнут в обустройстве рекреационных зон. Прекрасно был проведен последний День города. Очень надеюсь, что это только первые шаги по дальнейшему благоустройству Архангельска. 

558

Михаил КУРАШИН

Заместитель Председателя Законодательного Собрания Кировской области

Нужно понимать, что Дмитрий Драный, как самостоятельный управленец, пока никак себя не проявил. Буквально до конца прошлого года вся городская политика и управление муниципалитетом осуществлялась непосредственно главой города, председателем Кировской городской Думы Владимиром Быковым, представлявшим во власти олигархическую группу Олега Березина. Если говорить ещё точнее, то до ареста Олега Березина все крупные вопросы в городе решали отнюдь не официальные лица, так что и роль самого Владимира Быкова была, хоть и публичной, но достаточно номинальной. Так или иначе, проблемы города накапливались, а Дмитрий Драный не предпринимал никаких действий, чтобы их разрешать или обозначить свою позицию. Пожалуй, единственным обстоятельством, благодаря которому его не сняли с занимаемой должности, являлось то, что он был выдвиженцем Кирово-Чепецкого химического комбината и пользовался его поддержкой.

Арест Олега Березина и начало в регионе избирательной кампании изменили положение в том смысле, что у Дмитрия Драного начали проявляться определённые управленческие позиции, однако его деятельность остаётся непубличной: эта сфера остается монополией главы города. Тем не менее,  в рамках избирательного штаба кандидата в губернаторы Никиты Белых от города выступает именно глава администрации («мэр» по критериям заданным составителями рейтинга). Острая необходимость поддержки городских выборщиков привела к укреплению взаимодействия городских и областных властей. Изменения, которые происходят в городском хозяйстве, полностью связаны с потребностями текущей избирательной кампании. Реальные перемены, касающиеся, например, общественных слушаний и обсуждений, которые раньше не очень-то практиковались, я рассматриваю так же как часть этой кампании, но отнюдь не как изменение сущности городской политики. Тем не менее, даже робкие и формальные шаги в данном направлении привели к некоторым положительным результатам. Наконец разрешился важный для Кирова спор, тянувшийся многие годы: удалось запретить точечную застройку исторической части города. Озвучена идея подключения общественности к принятию конкретных решений, в первую очередь, в вопросах строительства. Именно это на сегодняшний день обеспечивает диалог городской администрации и жителей. К большому сожалению, все направления муниципального хозяйства на сегодняшний день находятся в запущенном состоянии. Поэтому можно только согласиться с тем невысоким местом, на которые аналитики ЦИК «Рейтинг» поставили мэра города Кирова.

Рубрика «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»

(В конце каждого исследования ЦИК «Рейтинг» предоставляет возможность одному из лидеров прокомментировать результаты опроса, поделиться с читателями и другими участниками рейтинга секретами своих успехов)

Азаров-открытая-трибуна

Дмитрий АЗАРОВ

Глава городского округа Самара

Позиции в первой десятке рейтинга, который составляется с опорой на экспертов и общественное мнение, говорит об уровне доверия населения к власти конкретного города. Да, мониторинг идёт персональный, но за главой, мэром города стоит управленческая команда местной администрации, людей, которые всегда рядом с проблемами своих жителей. Положительные оценки независимых экспертов показывают эффективности работы всей системы муниципального самоуправления и заметной работе. Так, за последние четыре года доверие к власти среди жителей Самары серьезно возросло, во многом благодаря эффективной «обратной связи» и совместной с горожанами реализации социально значимых проектов и программ. Сегодня ни одно принципиальное для развития города-миллионника решение не принимается без учета мнения жителей, не обходится без общественного обсуждения и контроля с их стороны. Во всех ключевых департаментах города работают общественные советы.

Мы максимально открыты для предложений и конструктивной критики. Все инструменты прямого общения задействованы, как официальные — личные приемы, интернет-приемные, так и популярные среди населения социальные сети, твиттер. Востребован в Самаре и Муниципальный Геопортал, на котором в режиме он-лайн отображается вся необходимая для жителей информация – карта ремонтов дорог, маршрутов личных обходов территории главами районных администраций, адреса спортивных площадок, сельскохозяйственных ярмарок и др. Важно, что жители и сами оставляют проблемные адреса на портале для оперативного реагирования чиновников. Все сигналы находятся на контроле. Когда люди видят такой отклик и решение своей, пусть даже маленькой проблемы, они начинают воспринимать местную власть как союзника, а не противника, как это было в Самаре многие годы.

Возвращаясь к рейтингу, отмечу, что из раза в раз высокие позиции по оценкам экспертов занимают муниципалитеты с высокой бюджетной обеспеченностью, многие из которых – например, Казань, Москва, Тюмень – значительно превосходят Самару по этому показателю. Тем ценнее для меня, как главы города, отношение наблюдателей и жителей к позициям Самары, которую оценивают по динамике развития в имеющихся условиях. В ближайшие годы наш город ожидает активная подготовка к проведению Чемпионата Мира по футболу 2018 года, так что мы надеемся «догнать» наших соседей, получающих серьезные дотации из федерального бюджета уже многие годы.

Да, в последнее время Самара стала намного более привлекательным, развитым, современным городом, но и на будущее работы непочатый край. Убежден, что при той поддержке жителей, какую мы получаем сегодня, реализовать задуманное будет гораздо легче, чем, скажем, 5 лет назад.

Источник:  russia-rating.ru

Рейтинг@Mail.ru