Home / Общество / У школьников – сплошные перемены

У школьников – сплошные перемены

Нынешний учебный год принесет учащимся много нового.

67

Сегодня, 1 сентября, стартовал очередной учебный год, который для учащихся приготовил много нового. В числе нововведений — возвращение выпускного сочинения, нормы ГТО, раздел «говорение» на выпускном экзамене по иностранному языку. Эксперты бьют тревогу: в последние годы над школьниками ставится слишком много экспериментов, и на все новшества лучше на время наложить запрет.

Сочинение и говорение

Тем, кто в этом году перешел в 11 класс, уже через полгода, в декабре, предстоит писать выпускное сочинение. Работа будет оцениваться по системе «зачет – незачет», но вузам дали право прибавлять за сочинения до 10 баллов к результатам ЕГЭ. Тематические направления известны, однако ученикам от этого не легче. Ведь на протяжении последних нескольких лет их готовили не к художественному изложению своих мыслей, а к тестированию.  Кроме того, некоторые ученики целенаправленно с 8-9 класса готовились, например, к ЕГЭ по физике или математике, а литературе уделяли немного внимания, зная, что ЕГЭ по этому предмету им не придется сдавать.

Изменилась и процедура сдачи ЕГЭ, отмечают «Новые известия». Теперь досрочно написать его сможет любой желающий выпускник (без указания причин) в специальных независимых центрах сдачи ЕГЭ, которые создадут по всей стране. Разрешено писать ЕГЭ в год, когда завершается изучение предмета. Например, географию можно будет сдавать после 10-го класса. Впервые разрешаются пересдачи ЕГЭ и ГИА (аналогичные выпускные экзамены для девятиклассников), правда, только в случае непреодоления минимального порога баллов по предмету

Что касается отдельных предметов, то главным новшеством станет возвращение раздела «говорение» в ЕГЭ по иностранному языку. Пока – по желанию выпускника. Ответ ученика будет фиксировать диктофон. Кроме того, из ЕГЭ по русскому языку уберут часть «А» – тестовые задания, где нужно выбрать один вариант ответа из нескольких предложенных. «Для того чтобы экзамен проходил максимально объективно, необходимо сделать так, чтобы ответ нельзя было угадать», – пояснил по этому поводу на днях глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.

Цифровые учебники и ГТО

С 1 января 2015 года каждый школьный учебник будет дублироваться в цифровом виде. Однако не все дети имеют возможность приобрести ноутбук, электронную читалку или планшет, и неизвестно, обеспечит ли их оборудованием школа, или бремя дополнительных расходов ляжет на родителей.

С этого учебного года в школы возвращается комплекс ГТО. В сентябре новшество охватит школы 12 регионов, с января следующего года – все образовательные учреждения страны. Среди 11 возрастных групп на школьников рассчитаны пять. Значков будет три вида – золотой, серебряный и бронзовый. Обещано, что вскоре, хотя и не с этого года, успешная сдача норм ГТО может дать дополнительные баллы при поступлении в вуз.

Большинство московских школ в этом году перейдут на пятидневную учебную неделю и единые дни каникул.

Есть и новшества, которые не касаются учебного процесса. Например, во всех школах вводится тестирование на наркотики – и с помощью анкеты, и путем анализов. Для школьников тестирование обещано сделать добровольным. «Единого механизма тестирования нет. Региональные министерства с учетом местной специфики и опыта будут рекомендовать школам, какой тест использовать», – сообщили «НИ» в Минобрнауки. Минздрав обещает результаты тестов не разглашать и использовать только общие данные по распространенности наркомании в конкретных школах или населенных пунктах.

Образование лихорадит

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский называет количество изменений чрезмерным. Он предлагает ввести мораторий на изменения в образовательной политике хотя бы года на три, чтобы старшеклассники отучились по единым правилам. «Образование лихорадит, каждый день появляются новости, и это не оздоравливает систему, а вызывает напряжение и страх», – сказал он «НИ».

При этом Адамский утверждает, что решения в последнее время принимаются без должной экспертизы, исследования и апробаций. Кроме того, по его словам, школьникам об изменениях сообщают довольно поздно: «Сочинение вернули, но сделали мерой допуска к ЕГЭ. Вместо повышения творческого настроя оно опять же повышает страх и тревожность». Сегодня, полагает эксперт, начали возвращаться к старым методам, не желая тратить время на разработку новых, что «не решает задач подготовки поколения к новой жизни».

Как отмечает член Совета по вопросам проведения итогового сочинения при Минобрнауки, учитель русского языка и литературы московской школы №57 Сергей Волков, сочинение отменили, потому что оно выродилось. Но сейчас стало понятно, что этот вид испытания формировал важные навыки. « Детям тяжело выражать свои мысли, все уже их кругозор. Надеюсь, что новые критерии и темы не испортят того, что начало возрождаться», – сказал Волков в интервью «НИ».

Евгений КОСТИН

Рейтинг@Mail.ru