Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Суббота, 27 05 2017
Home / Общество / Под одну гребенку

Под одну гребенку

Эксперты против создания единых учебников по гуманитарным дисциплинам.

65

Поправки в закон «Об образовании в РФ», предполагающие появление единых учебников по истории, русскому языку и литературе, вызвали критику в Общественном совете при Министерстве образования и науки. Ее члены сейчас готовят соответствующее заявление.

«Новые ведомости» уже писали о поправках, которые предложила группа депутатов во главе с Ириной Яровой. Парламентарии предложили закрепить федеральные государственные образовательные стандарты по истории, русскому языку и литературе в перечне базовых учебников. Ирина Яровая уточнила формулировку: «У детей – граждан РФ – может быть один общий учебник истории, один общий учебник русского языка и один общий учебник русской литературы».

Большинство экспертов называют идею «глупостью» и подчеркивают, что гуманитарные науки ни в коем случае нельзя принудительно причесать под одну гребенку. По мнению педагогов, подобные инициативы отвлекают общество от реальных проблем, которых в образовании немало.

Авторы же поправок объясняют появление поправок стремлением защитить национальные интересы, что они помогут объединить государство «на основе исторических традиций народов России», обеспечат национальную безопасность и преемственность поколений.

Судя по всему, отвечать за обеспечение этой безопасности будет некая группа экспертов, входящих в комиссию по утверждению базовых пособий. По замыслу законодателей, пишут «Новые известия», в нее войдут представители Минобрнауки России, уполномоченных органов госвласти субъектов РФ, ученые, специалисты и эксперты по результатам открытого конкурсного отбора.

Кроме того, учебникам предстоит пройти общественную экспертизу, а комиссия должна будет утвердить коллектив авторов, допущенных к их написанию. Авторы инициативы также хотят соотнести образовательные программы по истории и литературе между собой. Законопроект позволяет создавать пособия «с учетом региональных и этнокультурных особенностей», здоровья детей, но их тексты не должны противоречить изложенным в базовых учебниках фактам. Однако использование дополнительных источников не запрещено.

По мнению депутатов, вариативность учебников вредна тем, что не помогает проводить единую госполитику в образовании, что, по их мнению, противоречит Конституции РФ. Авторы поправок полагают, что существующее положение ограничивает учеников в выборе школы и ставит в неравное положение перед ЕГЭ, требующем от всех одинаковые знания.

Профессиональное сообщество инициативу раскритиковало. По слова члена Общественного совета при Минобрнауки, учителя русского языка и литературы московской школы № 57 Сергея Волкова, этот законопроект – разрушение всей логики закона «Об образовании», который дает свободу выбора ученику и учителю, а также школе как организации на составление своей образовательной программы. «Он разрушает и логику Федеральных государственных образовательных стандартов, которые вводятся в школы», – сказал он «НИ». Общественный совет сейчас готовит свое заявление по поводу внесенных в Госдуму поправок.

В комитете Госдумы по образованию также не одобряют инициативу коллег. «Законопроект юридически не проработан», – сказал «НИ» первый зампред комитета Олег Смолин. Он добавил, что не возражал бы против единой концепции преподавания литературы, но навязывание содержания и методики преподавания в едином учебнике он считает ненужным. «Кроме того, учебник нужно обновлять постоянно. Иначе это превратится в стагнацию преподавания», – заметил первый зампред комитета ГД по образованию. Он предположил, что депутаты просто пользуются современной политической ситуацией и чувством патриотизма россиян. Смолин добавил, что комитет пока внесенный документ не обсуждал.

Издание напоминает, что изобретать единые пособия по истории начали с февраля прошлого года. Тогда Владимир Путин предложил «подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разный возраст, но построенных в рамках единой концепции, единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». Проработку вопроса поручили Минобрнауки и Российской академии наук.

Затем начали звучать и предложения о единых учебниках по другим предметам. Ирина Яровая еще летом прошлого года впервые высказала идею базовой линейки всех школьных пособий, поддержав озвученную чуть ранее мысль председателя комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова о создании единого учебника по русскому языку.

Стоит отметить, что недавно от единого учебника истории в виде одного-единственного пособия официально отказались. В августе министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что появится единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны учебники истории. Сегодня этот единый стандарт уже готов, утвержден Российским историческим обществом и прошел общественное обсуждение. Преподавать историю по-новому учителя должны были начать с сентября. Обновленные же учебники должны появиться в школах с сентября 2015 года. ЕГЭ по истории также обещают привести в соответствие со стандартом.

«НИ» уже не впервые обращаются к дискуссии вокруг единых учебников. Так, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович выразил мнение, что «не очень компетентные в этом вопросе люди заигрались в единые учебники». «Только очень плохие учителя литературы пользуются на уроках лишь учебником. Эти идеи умрут. Возможно, кто-то получит за это деньги. У нас вообще в последнее время за патриотизм платят очень много денег. Это очень опасно, потому что любовь должна быть бескорыстной», – заявил Бунимович изданию.

Учитель русского языка, член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий надеется, что законопроект не дойдет даже до первого чтения. По его мнению, авторы просто хотят лишний раз заявить о себе и отвлечь людей от обсуждения реальных проблем образования: сокращение финансирования школ, принятая в прошлом году «дорожная карта», предполагающая сокращение учителей, слияние школ в Москве, существующая система оплаты труда и так далее. «В законе «Об образовании» есть сотни дыр, которые надо латать, но они не связаны с единым учебником», – отметил эксперт «НИ» и напомнил, что даже Советском Союзе не было одного-единственного учебника.

Арсений СПИРИДОНОВ

Рейтинг@Mail.ru