Home / СЛАЙДЕР / Образовательный стандарт дуализма в инновационной экономике

Образовательный стандарт дуализма в инновационной экономике

Идея новой индустриализации России получает воплощение в русле выдвинутой Президентом РФ Национальной технологической инициативы.

21

Четвертое стратегическое направление

Гайдаровский форум явился школой, где Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел урок марксистского анализа причин кризиса.

Главная из причин – это слабая восприимчивость энергосырьевой модели к технологическим инновациям. Макроэкономика здесь оказывается бессильной перед проблемами структуры производства.

Очевидный факт: не могут доходы расти быстрее производительности труда. Данный показатель определяет профессионализм специалиста, технологическое совершенство оборудования, а также соответствие системы обучения и переподготовки кадров требованиям производства.

В условиях санкций, отсекающих отечественное производство от критических технологий Запада, планируется действовать по трем стратегическим направлениям: развитие импортзамещения; поддержка несырьевого экспорта (успешная экономика должна выходить за географические границы страны); выбор в рамках Национальной технологической инициативы наиболее перспективных технологических ниш.

Однако выполнить амбициозный план преодолеть отставание, выйти на мировой рынок с уникальной инновационной продукцией, вырастить практически с нуля новую индустрию невозможно без открытия четвертого стратегического направления — дуального профобразования, решающего фактора интеграции в сфере инновационного производства.

Кадровая революция

Если говорить о наиболее конкурентно способной отрасли РФ – авиапроме, то сегодня импортзамещение лежит в плоскости дуальной проблемы: увязать (гармонизировать) показатели двух государственных программ – по развитию транспорта и по развитию авиационной промышленности.

«Пакетное решение» позволит при внутренней оптимизации реализовать максимум проектов меньшим количеством ресурсов, избежать «замораживание» инновационных проектов, которые на деле могут помочь выходу из кризиса.

По мнению нового руководителя ОАК Юрия Слюсаря повысить производительности труда можно при сохранении внутри крупных корпораций «трех китов» ключевых компетенций – разработки, финальной сборки и продвижения продуктов. Все остальное рекомендуется передать на аутсорсинг.

Логика дуального подхода переводит в режим кооперации с крупными авиастроительными заводами ряд вспомогательных производств, послепродажное обслуживание, логистику  и другие предприятия малого и среднего бизнеса.

Авиапром, как генератор инноваций для других отраслей, сегодня нуждается в совершенствовании многих процессов, включая принцип бережливого производства, промбезопасность и профобразование.

По словам руководителя ОАК кадровая революция назрела не меньше, чем происходящая сейчас технологическая с композитными материалами.

Ответом на кадровый вызов должны стать инновационные стандарты образования, определяющие требования к логической цепи умственных действий человека: интуиция, мысль, слово и принципиально новое решение.

Секрет Полишинеля

Критическим звеном в этой цепи служит слово, которое превращает мысль в действие. Словарный же запас молодого поколения катастрофически беднеет. Если двадцать лет назад ребенок приходил в первый класс с богатым словарным запасом из 5-6 тысяч слов, то сегодня он еле дотягивает до 3 тысяч слов.

Причину следует искать в федеральных образовательных стандартах (ФГОС) представляющих собой желаемый результат образования, но не требования к процессу обучения и воспитания для получения этого результата.

Искусственная конструкция из знаний, умений и навыков (ЗУН), именуемая квалификационной характеристикой специалиста (КХ), не имеет ничего общего с содержанием интеграционных процессов формирования этих действий. В силу этого РФ обладает мировым рекордом по номенклатуре специальностей и числу выпускающих кафедр вузов, давно потерявших связь с реальным производством.

Абсурдная ситуация закреплена ФЗ «Об образовании в РФ» и ФЗ «О РАН», где считается излишней интеграция образования и науки с производством.

Как и следовало ожидать, законодательная мина замедленного действия сегодня взорвалась. В острую фазу экономического кризиса Минобрнауки и РАН оказались в стороне от проблем импортзамещения и Национальной технологической инициативы. Назревшая кадровая революция становится уделом отраслевой науки и реального сектора экономики.

Примером служит утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» с целью обеспечить через 5 лет условия для формирования конкурентоспособного человеческого потенциала.

Координатором по освоению 90 млрд. руб. определено Минобрнауки, оно же с подведомственным Рособрнадзором и заказчик программы. Давно известно: такой состав исполнителей непродуктивен, а в сочетании с неконкретной целью программа обладает высочайшей коррупционной емкостью.

Секрет Полишинеля и в отказе выбрать заказчиком Правительство РФ.

Нетрудно догадаться, — можно придумать тысячу и одно условие, но забыть в этом перечне необходимые и достаточные для решения реальной проблемы.

Эти уловки быстро раскрывает анализ содержания целевых мероприятий, представленных ожидаемым результатом неустановленного вида деятельности.

На первом месте по объему мероприятий стоит задача оценки качества образования, где ключевую позицию занимает модернизация процедур и механизмов ЕГЭ и ГИА. Напомним: по майскому Указу Президента РФ этот вопрос должен был снят до конца декабря 2012 г. В то же время отвергается апробированная в Крыму более прогрессивная 12-ти балльная шкала оценки.

До административной реформы 2004 г. документ подобного сорта возвращался исполнителю письмом от Аппарата Правительства РФ без объяснения причин. К сожалению, для некондиционных документов  ныне барьера нет.

Радикальным решением перехода РФ в короткие сроки к инновационной модели экономики должен явиться стандарт дуализма для содержания процесса обучения и воспитания в рамках общего и профессионального образования.

Реализовать проект в 2015 году позволяет методология плана ГОЭЛРО.

Сергеев Олег Леонидович,

эксперт всероссийского фонда образования,

кандидат технических наук, полковник,

ветеран РВСН и ГРУ ГШ

Рейтинг@Mail.ru