Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Пятница, 24 03 2017
Home / Общество / Высшее необразование

Высшее необразование

На юридическом форуме обсудили проблемы высшей школы

ПМЮФ-2015-фото-abnews.ru_

Уничтожение аспирантуры и низкая зарплата педагогов стали в очередной раз объектом оживленных дебатов в юридическом сообществе. В рамках конференции Петербургского международного юридического форума работодатели и ученые обсуждали, что же делать с вечной для страны проблемой молодых выпускников — «забудь все, чему тебя учили». Но, как обычно, к единому мнению не пришли.

Сегодня, в первый день V Международного юридического форума в Санкт-Петербурге, прошла конференция «Юридическое образование: альтернативный взгляд». Участники дискуссии обсудили насущные проблемы, существующие в российской высшей школе, а также попытались определиться с методами и дальнейшими шагами, направленными на повышение качества юридического образования. Основными проблемами, по мнению преподавателей вузов и практикующих юристов, являются как проведение болезненных реформ в области образования и практически полное уничтожение науки в вузах, так и низкокачественное преподавание и нежелание студентов учиться. Сегодня досталось всем: у студентов на выходе нет ни практических навыков, ни добротных теоретических познаний в юридической сфере; преподавателей обвиняли в нежелании совершенствовать методологию преподавания; вузам в укор ставилось отсутствие конкуренции за студентов, а низкая оплата труда преподавателей стала едва ли не центральной темой второй части дискуссии.

Ректор Московского государственного юридического университета (МГЮА) Виктор Блажеев выразил мнение, что изначально необходимо было принимать образовательные стандарты, а затем уже профстандарты, но не наоборот, как было сделано в России. Ректор уделил особое внимание переходу на двухуровневую систему высшего образования (Болонскую систему): ранее существовавшее «монообразование», по его мнению, было существенно лучше, а действующая в настоящий момент практика еще только покажет свои результаты через несколько лет. Так, господин Блажеев привел в пример закон «О статусе судей», который не позволяет лицам, не имеющим степени магистра или специалиста по юридическим наукам, занимать судейские кресла. «Требование к наличию юридического бакалаврского образования полностью перечеркивает всю реформу»,— считает Виктор Блажеев. Не обошлось и без международных рейтингов вузов, которые ректор МГЮА считает необходимыми, но тем не менее он предложил создать свой собственный рейтинг — в возглавляемой им Ассоциации юристов России.

Среди других проблем, вызвавших активное обсуждение, были недостаточное преподавание международно-правовых дисциплин, отсутствие полноценной практики во время обучения и малое использование сравнительно-правового метода. Начальник департамента политики и сотрудничества в области прав человека Совета Европы Михаил Лобов отметил, что «образование не отражает протекающие интеграционные процессы». Не обошли стороной и аспирантуру: модератор конференции, доцент юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Михаил Шварц назвал ее «головной болью». О науке говорил и директор юридического института «М-Логос» Артем Карапетов, выразивший мнение, что без науки в университетах сильно страдает качество образования. Ректор МГЮА также добавил, что «аспирантура разрушена», но альтернативы нынешней системе пока нет. В очередной раз была одобрена идея оторвать итоговую аттестацию от вузов, в которых выпускники получают образование, чтобы максимально сократить выдачу дипломов, не подтверждающих знания выпускников. Впрочем, неизвестно, дойдут ли эти предложения до Минобразования, так как ни одного представителя от министерства на конференции не было.

Слушатели этой дискуссии, среди которых присутствовали заведующие кафедрами ведущих юридических вузов, интересовались возможностью гармонизации отечественных учебных курсов с западными, преподавания на английском языке. Не менее важным они сочли отсутствие в учебных планах юридической этики, профессиональной судебной риторики, оторванность экзаменационных вопросов от правовых реалий, спрашиваемых на собеседованиях. Оживленные дискуссии вызвал вопрос о том, как мотивировать студентов изучать материал. Насчет того, заставлять или мотивировать, мнения профессоров разделились примерно поровну.

Андрей Райский

Фото: abnews.ru

По информации: kommersant.ru

Рейтинг@Mail.ru