Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Четверг, 21 09 2017
Home / Общество / Залог творческой независимости журналиста — его компетентность

Залог творческой независимости журналиста — его компетентность

Думаю, что самая большая опасность для журналистики — соблазн угодить тому, кто платит за музыку. Именно коммерциализация может превратить вторую древнейшую профессию в первую.

686Как же сохранить творческую независимость журналиста в непростых для нашего цеха условиях современной российской действительности? И как мне удавалось сорок лет говорить собственным голосом в жестко регламентированных СМИ советского периода?

На оба эти вопроса я могу дать один ответ. Лучшая защита от любого нажима сверху — это кокон компетентности. Журналист должен найти для себя нишу, проблемы которой он знал бы на два порядка лучше, чем его аудитория, и хотя бы на порядок лучше, чем руководство. Как газетные, так и телевизионные начальники чувствовали, что я знаю о Китае и Японии гораздо больше них. И не решались делать мне замечания, давать ценные указания, дабы не попасть впросак.

Помню, самым ответственным выступлением считался двухминутный комментарий в программе «Время», которую смотрела вся страна. Полагалось приносить текст лично председателю Гостелерадио Сергею Лапину. Тот обычно откладывал мои листки в сторону и говорил: «Тут мне тебя учить нечему. Расскажи-ка лучше, за какую тесемку надо потянуть у гейши, чтобы распахнуть у нее кимоно?» Я охотно делился опытом, и общение с начальством на этом заканчивалось.

За тринадцать лет, пока я вел «Международную панораму», мои тексты читала только ее редактор Татьяна Миткова, да и то лишь для того, чтобы знать, после каких моих слов какой сюжет включать. Кокон компетентности защищал меня и здесь.

Благодарен судьбе, что именно мне выпала возможность первым из наших соотечественников возложить цветы к могиле Рихарда Зорге на токийском кладбище Тама. Изучая материалы, связанные с жизнью легендарного разведчика, я запомнил и сделал своим девизом его слова: «Чтобы узнать больше, нужно знать больше других. Нужно стать интересным для тех, кто тебя интересует».

Расскажу еще об одном эпизоде в моей жизни. Мне довелось побывать в иранском городе Ширазе, посетить там могилу Хафиза. Возле нее всегда сидит седобородый старец с томиком стихов этого поэта. Нужно положить книгу на надгробную плиту и раскрыть ее наугад, дабы получить напутствие покойного. Я проделал это с бьющимся сердцем. И вот что прочел мне старец: «Воспевать красоту звездного неба вправе лишь поэт, хорошо изучивший законы астрономии».

Всеволод ОВЧИННИКОВ

Об авторе

 Всеволод Владимирович Овчинников — известный советский и российский журналист-международник. Автор книг «Ветка сакуры», «Корни дуба», «Горячий пепел» и других. В настоящее время — обозреватель «Российской газеты».


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru