На июньский вечер памяти выдающегося карельского педагога-новатора Исаака Самойловича Фрадкова собрались в большом зале Национального музея Петрозаводска его бывшие ученики и коллеги
Символично, что 90-летие легендарного директора, имя которого носит 9-я петрозаводская школа, прошло в Национальном музее. То, что удалось педагогу Фрадкову в деле образования, и есть национальное достояние.
«Дирек» — это мы
Он возглавил обычную среднюю школу в 1956 году в 29 лет. В первом же приказе запретил учителям оскорблять учеников — от них требовалось одно: учиться на совесть.
С 1960 по 1968 годы «девятка», в которой довелось учиться и автору этих строк, стала называться политехнической, и тому были веские причины, о которых — чуть ниже. Наш «дирек» (так мы называли его между собой) обычно встречал нас в вестибюле школы, по обыкновению заложив руки за спину, и отвечал на приветствия каждому. По его лицу и глазам можно было прочитать только то, что нам полагалось знать: все в порядке, продолжаем трудиться…
Теперь-то по-настоящему понимаешь, ЧТО значил этот привычный ритуал «дирека»: сначала — МЫ! А потом уже всё остальное…
Может быть, только наши родители это чувствовали, поэтому и устроили нас под занавес получения среднего образования именно в эту школу. Детско-родительское сообщество Фрадков включил в активное управление школой. И тоже — впервые в республике. Это делало школьную атмосферу по-семейному теплой, доверительной.
Уже тогда, в начале семидесятых, «девятка» стала прообразом будущих колледжей. Введено производственное обучение. В расписании — не только уроки, но и дни практик по профилю класса. То есть, вместе с аттестатом о среднем образовании по окончании школы мы получаем свидетельства о профессиях: кто — токаря, кто — печатника, кто — медсестры, швеи. Но элитой и гордостью «девятки» были классы математиков-программистов, лаборантов физиков и химиков.
Не «комнаты с картинками»
Сегодня почти все новации Фрадкова используются в российских школах. Но КАК они используются — большой вопрос. Скажем, кабинетная система, которую в шестидесятые придумал наш директор, — уже давно не новость. Но дело в качестве. «Мы создали настоящие учебные кабинеты, а не комнаты с картинками, которые теперь называют кабинетами!» — говорил Фрадков. Суть в том, что сама среда, обстановка фрадковских учебных кабинетов позволяла нам действовать самим: исследовать, экспериментировать, использовать оборудование на практике.
Или возьмём важную часть Нового образовательного стандарта — профильное обучение. Фрадков и это делал впервые. И высокое качество его новации не вызывало сомнений. То, что вместе с аттестатами мы получили свидетельства о квалификации в профессии, значило немало: каждый из нас, при желании, мог сразу, без проволочек, устроиться на работу туда, где проходил производственную практику: либо в типографию, либо в швейную мастерскую, либо на завод. А выпускники математических классов, как правило, блестяще сдавали экзамены в лучшие технические вузы страны.
«Девятка» пестовала личности, которые не поблекли и за ее порогом: стали учеными, инженерами, руководителями всех рангов и просто отличными специалистами.
Его заботливости хватало на всех, в том числе, и на так называемых трудных. Фрадков, как в своё время его кумир Макаренко, на деле доказал вроде бы простые истины. Если с учениками занимаются хорошие педагоги, если в течение школьного дня детям создавать нормальные условия, если поощрять их инициативу на полезные дела и поступки, если неустанно доказывать, что только трудом можно добиться желаемого результата, то из них вырастают достойные люди.
Задолго до того, как «девятка» стала школой старшего звена, один из пятых классов Фрадков полностью сформировал из второгодников. «Некоторым исполнилось уже 14–15 лет, и они были грозой в своих районах … Что вытворял класс первое время — неописуемо», — вспоминал Исаак Самойлович. Он бросил на этот класс самых опытных учителей. Результат превзошел ожидания: выпускные экзамены за 8-й класс по русскому языку и математике «трудные» сдали лучше многих.
Пространство для взлета
Сегодня, в век амбиций и инноваций, вряд ли возможно внедрение идей педагогов-новаторов прошлого века. У чиновников от образования нашлось немало причин и рычагов связать руки хорошим педагогам.
«Фрадков был мастером педагогических стартапов во времена, когда и слова-то такого не было. Он находил решения самых горячих педагогических проблем, доводил их до внедрения и получал результат в виде эффективной системы. И вот что важно: результат этот можно было предъявить и описать, а значит, передать другим. Во всех его начинаниях был широкий горизонт, пространство для взлета и перспектива — то, чего сегодня нам катастрофически не хватает», — считает одна из сторонников методов Фрадкова кандидат педагогических наук Алла Нестеренко. Её заметки под заголовком «Мастер стартапа» накануне вечера памяти опубликовал петрозаводский интернет-журнал «Лицей».
Почему «Лицей»? Дело в том, что печатная версия газеты «Лицей» была создана Фрадковым. С её страниц он хотел двигать вперёд существующую школу. Жаль, что не увидел учитель нового, теперешнего лица своей газеты: огромной читательской аудитории «Лицея» в интернет-пространстве, активной позиции издания и живой обратной связи.
Мраморная вывеска с именем Фрадкова на школьном здании, статьи о педагоге, обогнавшем время, даже традиционные педагогические Фрадковские чтения в городе — это ПАМЯТЬ. Это важно. Но наш «дирек» был бойцом. И вот эту неустанную, бескорыстную и безвозмездную борьбу-работу за человечную педагогику изо дня в день ведет наш карельский «Лицей», главного редактора которого тоже, как оказалось, очень верно нашел Фрадков. Выпускница 9-й школы, педагог и журналист Наталья Мешкова не подвела своего наставника, сохранив «Лицей». Похоже, и атмосфера Школы Фрадкова переместилась в «Лицей», объединивший самую неравнодушную часть творческой интеллигенции республики и лучших педагогов.
…Плюс атмосфера
Когда в 68-м году приказом гороно в «девятке» ликвидировали школу старшего звена, Фрадков «переформатировал» своё детище в школу с углубленным изучением иностранных языков. А через год и это начинание новатора отдали в другую школу. Из стен «девятки» Фрадков ушел, однако продолжал оставаться, как он выразился «в учительском строю». Преподавал на кафедре педагогики Петрозаводского университета, создал первый в Карелии УПК (учебно-производственный комбинат), открыл городской Центр профориентации детей и подростков, затем — очно-заочную Школу-клуб для одаренных детей и подростков … В 97-м Фрадкова наградили дипломом и поощрительным грантом Российской Академии образования за создание проекта региональной (карельской) школы с дифференцированным обучением … Но воплотить его не успел. Вскоре после того, как в 1998 году Исаака Самойловича Фрадкова, посвятившего педагогике 55 лет, не стало, Петрозаводской общеобразовательной школе № 9 присвоено его имя. Конечно, — по настойчивой инициативе его единомышленников. Хотя ясно, что Школа Фрадкова — это не просто знакомое здание в центре города, не стены под прочной крышей, не учебные кабинеты … Школа Фрадкова — это, прежде всего, особенная АТМОСФЕРА: труда, творчества и доверия, созданная настоящим Учителем.
Кажется невероятным, но «дирек» помнил по именам и фамилиям, по характерам и способностям всех своих учеников. В чем убеждались не раз. А вручил он ни много ни мало 3248 аттестатов.
Что мы знали о своем директоре? Знали, что он из учительской семьи, что встретил войну подростком, что в 43-м окончил артспецшколу, в 45-м был направлен на фронт, что при ликвидации одной из фашистских банд уже в Германии был тяжело ранен… Заочно окончил Ленинградский педагогический институт. После увольнения в запас преподавал математику в Школе рабочей молодежи. А в 1956-м молодой учитель стал директором 9-й петрозаводской школы. Мы знали, что у Фрадковых дружная семья: две дочери, обе учились в нашей школе. Жена Исаака Самойловича была известным в городе детским врачом.
Своими переживаниями, болью, обидами он с нами не делился. А их хватало. Став заслуженным учителем Карелии в 32 года, за всю последующую педагогическую деятельность Фрадков, сделавший так много для развития образования в республике, больше никакого официального признания не получил. Восемь раз коллеги представляли его к званию заслуженного учителя РСФСР, но документы дальше Петрозаводска не уходили. Все это больно ранило его. Но не мешало называть себя счастливым человеком.
Да, и нам достался счастливый билет. Ведь нам выпало не только ценить, уважать своего учителя, но и ДОВЕРЯТЬ. В том числе и потому, что никогда, ни на минуту мы не были МАТЕРИЛОМ для его собственного успеха, для продвижения в карьере, научной деятельности. Почти всё своё время он отдал каждому из нас для нашего блага.
Что имеем, не храним?
Сегодня понятие «школьный учитель» будто выходит из моды, будто застряло в прошлом веке. На смену учительству медленно, но верно приходят «специалисты в области преподавательских услуг». Похоже, кто-то всерьёз считает, что такой «специалист» сможет заменить детям хорошего учителя? Преподаватели — в вузах, что давно норма. А для «услуг» — современные образовательные технологии. Да, они эффективны, отлично экономят время, но не дают детям самого дорогого — человеческого общения. Культ «услуг» в школьном образовании крадет право учеников на детство и юность, на защищенность и мудрую опеку хороших педагогов. Словом, на всё то, в чем нуждается каждый, даже самый способный ученик.
Директор одной из уникальных школ страны, талантливый педагог-новатор, учитель божьей милостью Исаак Самойлович Фрадков доказывал и доказал это всей своей жизнью. Но «что имеем, не храним…»?
Валентина Акуленко
“Новый вторник”