Жители города шокированы и требуют вернуть клумбу
На бульвар Кузнецова жителей подмосковного Сергиева Посада после 22 июня тянет будто магнитом. Но не на променад, а чтобы поглазеть на новый памятник выпускникам 1941 года — танцующую пару вчерашних школьников. Поглазеть и…. повозмущаться. Они фотографируют памятник со всех ракурсов, обходя монтируемую ротонду, и спорят, спорят, спорят… «Голые сиськи на скульптуре военных лет!», – восклицает одна из жительниц, тыча пальцем в область груди бронзовой выпускницы. «Тетка, галопирующая вокруг сосредоточенного бревна. Как-то не так я себе вальс представляла», – скептически замечает ее подруга.
Действительно, к скульптурной паре много вопросов. Если смотреть на девушку сзади, видно, что она в платье. А если спереди, то на фигуре остается видна только юбка. Ни рукава, ни воротник не очерчены — на обозрение публики выставлены только четко выделяющиеся груди.
Волна народного возмущения докатилась до градоначальников и выяснилась одна пикантная деталь. Автор скульптуры – иерей церкви в честь иконы Казанской Божьей Матери в поселке Власьево Тверской области Евгений Антонов. А по совместительству Антонов является председателем Тверского отделения Союза художников России.
– Скульптурная композиция посвящена 75-летию контрнаступления советских войск под Москвой. Памятник изображает слившуюся в вальсе юную пару и символизирует выпускной бал 22 июня 1941 года. Сама идея создания памятника уникальна – никто ещё не обращался к теме начала войны в тот период, когда юноши и девушки отмечали свой выпускной вечер, – пояснили нам в местной администрации.
– Это аллегория молодости и свежести, – охотно поделился своей концепцией отец Евгений. – Одежда на фигурах есть. Просто через нее просматриваются детали, которые нельзя отрицать. Как нельзя отрицать человеческую физиологию. Женские формы очерчены мной преднамеренно, поскольку девушка символизирует жизнь, мир, счастье. А вот в юноше «заложено» предчувствие войны — его фигура напряжена, а взгляд печален. Очевидно, что он уйдет добровольцем и возможно погибнет например под Вязьмой, где, как известно, полегло 5 армий, и именно добровольцев бросали на передовую, чтобы преградить путь врагу. По сути это двое детей, которые за один день стали взрослыми. В идее памятника заложен очень трагический смысл.
Неприличие при желание можно обнаружить во всем, даже в яблоке. Однако странно было бы признать, что у большинства жителей Посада больное воображение. С одной стороны, никого не возмущают обнаженные атланты Екатерининского дворца, Аполлон или Венера Милосская. Ведь такая скульптура — гимн божественной красоте и человеческим живым формам. Но при этом в современном искусстве те же рабочий и колхозница изображены без порнографических излишеств. Одним словом, для такого вида искусства самым актуальным является вопрос уместности. Поэтому за экспертным мнением мы обратились к известному скульптору Александру Рожникову.
– Я готов поздравить отца Евгения с творческой удачей, – заключил его именитый коллега. – В этой скульптуре хорошо раскрыт образ юности: девушка красиво откинулась в танце, парень ровно держит спину. Я бы даже сказал, что это целомудренная композиция. А что касается анатомических подробностей, то у девушки в 17 лет должна быть высокая грудь. Скульптор же не бесполых существ создавал. Да и момент выпуклости не доминирует. Так — стилизованные бугорки… Так что качество найденного образа лично у меня сомнений не вызывает. Композиция хороша. Правда, изначально смутили суровые лица танцующих, их психологическое состояние. Но ведь недаром эта скульптура называется «Завтра была война». Сама идея создает напряженность.
И все же маловероятно, что жители города смирятся с этими реалистичными образами. «Служители церкви со всех подмостков призывают к целомудрию, а тут пошлость и безвкусицу лепят!» – заявляют участники соцопроса, который провел местный журналист Андрей Трофимов. Он собрал более 300 отзывов, самым лаконичным из которых стал: «Ужас !!!! ВЕРНИТЕ КЛУМБУ !!!!!».
Источник: “Московский комсомолец”