Рыба «второй свежести»

Как оказалось, другой рыбы наши граждане не видели уже много лет

Началась лососевая путина, которая продлится до сентября. За это время планируется выловить около 320 тыс. тонн лососевых.

Однако Россельхознадзор по Приморскому краю и Сахалинской области выпустил предупреждение о том, что под видом свежего улова на прилавках может появиться прошлогодний лосось не лучшего качества: «Не все уловы прошлого года проданы. Много прошлогодней рыбы осталось лежать в морозильных складах», — уверяет ведомство.

Мы обратились за комментарием к эксперту по развитию Дальнего Востока Сергею Фокину: «Очень странно, что продажа прошлогодней рыбы преподносится Россельхознадзором как некий нонсенс. На самом деле эта тенденция существует уже много лет — если рыба залежалая, ее «гонят» на внутренний рынок».

Рыбку свежего улова продают китайцам — они, что называется, «с колес» забирают 80% российского тихоокеанского лосося. Обходится он им недорого — всего $3 за килограмм. Сами китайцы нашего лосося почти не едят — они его перерабатывают и продают по всему миру, начиная от Европы и заканчивая Америкой.

«На внутренний рынок лосось идет по такой же цене. Но китайцы забирают рыбу и сразу платят валютой, а чтобы продать рыбу в России, надо через всю страну ее месяц везти, протухнет она или не протухнет, продадут ее потом или не продадут…» — объясняет Сергей Фокин.

Он приводит в пример свой собственный опыт — переехав 12 лет назад из Москвы на Дальний Восток, занялся там выращиванием деликатесного рыбопродукта — гребешков и трепангов. Однажды отправил свою продукцию в Москву по железной дороге, вот только рефрижератор в пути следования разморозился, и все деликатесы пропали.

«После этого мы стали возить свою продукцию регулярными авиарейсами — если доставка до Москвы по железной дороге обходится в 35–70 рублей за килограмм, то за перевозку даже регулярными авиалиниями мы платили 80–90 рублей. Если бы в России были налажены авиаперевозки грузовыми самолетами, то доставка той же рыбы стоила бы столько же, сколько и по железной дороге. И она бы прибывала в центральный регион свежей, а не перемороженной», — объясняет Сергей Фокин.

Однако подобных перевозок нет, почти все грузовые самолеты принадлежат МЧС. Вот и получается странная ситуация — рыбы в России полно, но доехать с Дальнего Востока она не может: «Никто не хочет этого «геморроя». Всего пару лет назад рыбу продавали китайцам в море прямо с танкера, и никто даже не знал, сколько ее поймали и продали. Тогда издали закон — обязали рыбу вначале привозить на берег».

Однако это решило проблему лишь отчасти. По оценке Сергея Фокина, этой осенью россиян ждет еще один неприятный сюрприз — цены на лососевые могут вырасти: путина в этом году началась с задержкой, рыбаки предсказывают, что улов будет небольшой. А значит, лосося еще интенсивнее будут раскупать китайцы.

Через несколько лет россияне и вовсе рискуют остаться без рыбы: «Срок эксплуатации судна — примерно 30 лет, — продолжает эксперт. — Наш рыболовецкий флот состоит из судов, построенных еще в СССР. То есть срок его эксплуатации подходит к концу. Была принята концепция — построить к 2030 году тысячу новых судов. Но делать это должны коммерческие компании. Стоит судно очень дорого. Таких компаний, которые могли бы себе это позволить, у нас в стране просто нет. Государству давно пора понять — без его участия рыбная отрасль не может состояться. После того, как «вышли на рынок», все разваливается, потому что расстояния огромные, суда дорогие. Рыбколхозы позакрывались, зверосовхозы, которым скармливали непроданную и протухшую рыбу, тоже разорились. Теперь кому тухлую рыбу скармливать? Остается скармливать ее населению — рыба обрабатывается химией, приводится в более-менее достойный вид и отправляется на прилавки».

Аделаида Сигида

“Новый вторник”

Ранее

Звезда Тамары Гвердцители «загорится» в Витебске

Далее

Танцы на кресте

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru