Карты раскрыты: «мусорная печь» может «переехать» к «Казаньоргсинтезу», а ее главным бенефициаром стал бывший зам Сергея Чемезова
Компания «РТ-Инвест» накануне впервые во всех деталях презентовала наделавший столько шума проект мусоросжигательного завода ценой 20,8 млрд рублей. Корреспонденты «БИЗНЕС Online», побывав на пресс-конференции, узнали все о японской технологии, по которой в мире построено 459 заводов, а также выслушали нового владельца 40-процентной доли предприятия Сергея Скворцова — бывшего партнера Рубена Варданяна, курировавшего, в частности, скупку акций КАМАЗа.
«До 70 процентов в городах — это серый бизнес, у которого не знают даже владельцев»
В пресс-зале центрального офиса «Ростеха» в Москве, заполненном практически на 100%, накануне наблюдалось непривычное скопление журналистов из Татарстана. Некоторые из них, не доверяя капризной погоде, предпочли добираться до столицы поездом, а не самолетом — лишь бы не пропустить важное для республики событие. Компания «РТ-Инвест» презентовала проект «Энергия из отходов», в рамках которого в Казани будет построен большой мусоросжигательный завод (МСЗ).
Гендиректор «РТ-Инвест» Андрей Шипелов, открывший пресс-конференцию, первым делом напомнил о технических деталях проекта. Всего компания планирует построить в России пять заводов, четыре из которых появится в Подмосковье. Первую очередь из трех МСЗ, включая татарстанский, начнут сдавать в 2021 году (ранее для альтернативной тепловой электростанции «Казань», как официально именуют проект, называлась точная дата запуска — 1 декабря 2022 года). «Полтора миллиона жителей получат 338 мегаватт „зеленой энергии“ в год, которая вырабатывается из отходов. Только этот проект сумеет сэкономить 500 гектаров земли, не допустив создания „грязного“ полигонного захоронения», — сообщил Шипелов.
На момент запуска завода в Казани в 2021 году будет образовываться около 650 тыс. т отходов, прогнозирует глава «РТ-Инвест». А может, и все 700 тыс. — с учетом того, что Казань растет быстрее других городов-миллионников. «Этим и был обусловлен выбор Татарстана и Казани. Это мечта сделать так, чтобы было нулевое захоронение, и если это где-то и возможно сделать, то именно в Казани. 15–20 процентов будет переработано во вторичное сырье, может, и больше. Остальное будет сжигаться на заводе, вырабатываться электроэнергия, а та зола, которая останется после термической обработки, будет применяться прежде всего в строительстве дорог. Соответственно, не будет остатков от отходов, которые требуется захоранивать на полигонах. Как только это произойдет, мы ответственно заявляем, что раз и навсегда законсервируем полигон „Восточный“, которым владеем. Мы будем стремиться сделать это раньше, чем полигон исчерпает свой ресурс», — заявил он.
Что характерно, тема татарстанского бизнеса «РТ-Инвест» всплывала в ходе пресс-конференции не один раз. Так, Шипелов заговорил о нем, рассказывая об истории «мусорных» инвестиций компании. «Это первая наша инвестиция была. Мы приобрели компанию, инвестировали в ее модернизацию — это были ООО „ПЖКХ“ и другие компании в группе, действующие под брендом „Чистый город“, данная казанская группа работает на территории Татарстана с 2006 года. Мы ее определили как одну из лучших частных компаний, сделали инвестиции и дальше развивали ее компетенции. Она обслуживает 1 миллион 400 тысяч человек, перерабатывает 400 тысяч тонн твердых коммунальных отходов, а самое важное — это компания полного цикла. Мы знаем все: от первой фазы сбора до сортировки, перевозки, а также захоронения — это сейчас те виды, которые используются в России», — пояснил он.
Если исходить из слов Шипелова, именно казанский опыт позволил владельцам «РТ-Инвест» получить нужные знания и закалку. При этом он весьма красочно описывал ситуацию, сложившуюся в России на рынке работы с отходами. «Мы хорошо понимаем вред нелегальных свалок, которые в огромном количестве просто окружили наши большие города, они, по сути, взяты в блокаду. Конечно, есть огромные нарушения законодательства и в обращении с отходами даже на действующих полигонах… Отрасль находится в огромной серой зоне, просто до 70 процентов в городах — серый бизнес, у которого не знают даже владельцев, занимающихся управлением этими отходами», — говорил он, не забыв отметить и устаревшие технологии.
А не собирается ли «РТ-Инвест» под шумок зачистить конкурентов, поинтересовались у Шипелова, но тот лишь выразил недоумение по поводу этого вопроса. «Мы бы мечтали о том, чтобы у нас в Казани появился еще один конкурент и построил завод по термической переработке мусора. Мы не считаем, что являемся кому-то конкурентом. Мы построили и ввели в эксплуатацию полигон „Восточный“ — вложив в него значительные средства, мы предусмотрели все. Отбираем фильтрат, чистим воздух, сделали круглосуточную охрану, внедрили самые современные IТ-системы. Этот полигон менее вреден, чем все те, которые существовали в Казани до нас. Поэтому я не хотел бы, чтобы нас сравнивали с какими-то компаниями, которые работают без технологий и наносят сумасшедший вред», — заверил главный спикер мероприятия и высказался в том духе, что вообще-то со свалками пора заканчивать.
В казани будет как в Париже
Впрочем, это все скорее лирика. Журналистов же — как и прочих граждан — в первую очередь интересовали подробности, например, где именно планируется разместить МСЗ. Выступающие же в первую очередь рассказывали о Подмосковье, что, в общем-то, объяснимо: здесь и размах будет побольше, и тема мусора на слуху после прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным. Однако стоило дойти до вопросов из зала, массовый медиадесант из Казани немедленно расширил географию. Хотя конкретный ответ от Шипелова московский корреспондент «БИЗНЕС Online» получил уже после завершения официальной программы. Глава «РТ-Инвест» охотно пояснил, что сейчас рассматривается три варианта размещения завода — в районе свалки в Самосырово, возле «Казаньоргсинтеза» и некий третий «запасной». В чью пользу будет сделан выбор, станет известно в октябре. Отметим, что ранее вариант с соседством нового предприятия и жемчужины ТАИФа ни разу не озвучивался. Между тем его преимущества очевидны: есть все коммуникации, инфраструктура, а главное — не придется расширять санитарно-защитную зону, которая у химического предприятия и так большая. Такое решение устроило бы и общественность: вряд ли новый завод ухудшит экологическую обстановку там, где она и так не блестящая.
Экологический вопрос, разумеется, оказался в центре внимания. Как показалось, Шипелова удручает непонимание гражданами перспектив, которые открывает МСЗ. «Проект полностью соответствует экологическому стандарту: мы хотели бы особо это подчеркнуть, потому что с этим связаны одни из негативных мифов. Сколько бы мы ни обращали на это внимание, до сих пор нас мало кто слышит: мы говорим о том, что заводы будут перерабатывать только те отходы, которые прошли предварительную сортировку и которые невозможны к вторичному применению», — посетовал он.
В качестве тяжелых орудий на авансцену выдвинулись зарубежные партнеры по проекту. Как известно, технологии для него предоставит японская компания Hitachi Zosen Inova. Такой выбор Шипелов также счел нужным пояснить. По его словам, всего существует три способа «термообработки» мусора — это сжигание на колосниковой решетке, сжигание в кипящем слое, а также пиролиз и газификация. Всего в мире сегодня существует 1,5 тыс. такого рода заводов, причем 90% работают по технологии колосниковой решетки, а это конек Hitachi Zosen Inova.
«В Японии мы построили 215 заводов, порядка 200 — в Западной Европе, 44 завода в США. Теперь мы надеемся заполнить белые пятна и на карте России. Рециклинг и термическая переработка идут рука об руку, и здесь нет противоречия: страны, где уже успешно работают мусоросжигательные заводы, достигли получения энергии из 35–50 процентов от всех образуемых отходов», — пояснил генеральный директор Hitachi Zosen Inova Франц-Йозеф Менгеде. К слову, как раз сейчас в шотландском Эдинбурге по этим технологиям сооружается примерно такой же завод, как и запланированные в России. Это к вопросу о разговорах, что Европа от сжигания отходов якобы отказывается.
Куда более красноречив был вице-президент швейцарской компании Андрес Кроненберг. Он пообещал собравшимся, что «выхлоп» МСЗ будет неощутим для проживающих рядом людей. Он рассказал, что аналогичный завод в Париже построен всего в трех километрах от Эйфелевой башни и мало кто вообще догадывается о его существовании. «Если вы не эксперт в области переработки отходов, то даже не сможете понять, это шоколадная фабрика или завод по переработке отходов в энергию» — образно высказался он и с помощью диаграммы продемонстрировал, что различные выбросы от новых МСЗ укладываются в жесткие нормы, установленные в Евросоюзе, достигая от 20% до 85% разрешенного уровня.
За отсутствие вредных выбросов, в частности, отвечают герметичные производственные помещения и система фильтрации. Это оборудование просто сожжет все «лишние» фракции газов путем нагрева до температур, превышающих 1000 градусов Цельсия, отметил Кроненберг. А инвестиционный директор «РТ-Инвест» Анастасия Верезубова на вопрос «БИЗНЕС Online» рассказала следующее. «Опасными являются только 3 процента отходов, которые называются „летучая зола“. Есть разные способы ее стабилизации, обычно она смешивается с цементом и захоранивается на полигонах. 20 процентов золошлаковых отходов — это 4-й класс опасности, он такой же, как у бытовых отходов, и они, как уже говорилось, будут использоваться в дорожном строительстве», — сказала она.
Детально с технологической цепочкой обращения с отходами можно ознакомиться на запущенном накануне сайте проекта. После предварительной сортировки и отбора ценного сырья мусоровозы везут не подлежащие переработке отходы на завод. Они сжигаются при температуре 1260 градусов — получается 381 млн кВт⋅ч электроэнергии, которой хватило бы для города с населением 80 тыс. человек. Дым проходит трехступенчатую очистку. После сжигания остается 3% летучих отходов — они цементируются. Шлак в объеме 10% от сожженного мусора перебирается — отсеиваются металлы, а остальное идет на дорожное строительство. Цель — «нулевое захоронение», для сравнения: сейчас на свалки идет до 95% мусора.
По словам Верезубовой, система газоочистки стоит около от 14% всех капитальных затрат. А Менгеде уточнил, что основная часть системы газоочистки — это реактор, в который добавляется известковое молоко. «Сами фильтры не меняются, в них применяются реагенты, которые постоянно добавляются в систему газоочистки в зависимости от качества выбросов», — развеял глава Hitachi Zosen Inova распространенный миф о том, что в России «никто фильтры вовремя менять не будет».
«Тариф на захоронение на полигоне будет таким же, как на прием отходов на заводе»
И еще об экономике проекта. Как известно, мощность альтернативной тепловой электростанции «Казань» составит 55 мегаватт. Стоимость строительства — около 20,8 млрд рублей, весь проект оценивается примерно в 150 млрд, из которых 20% средств вложат акционеры, 80% планируется привлекать в виде кредитов.
Накануне авторы проекта уточнили экономический эффект для территорий, где будут построены заводы. Скажем, Татарстану обещано +0,2% к ВВП, +0,3% инвестиций в основной капитал, 123 новых высокотехнологичных рабочих места, а также дополнительно 4 млрд рублей в бюджет региона и 1,8 млрд рублей в муниципальные бюджеты в 2020–2036 годах.
А что произойдет с тарифами, поинтересовались корреспонденты «БИЗНЕС Online». Не придется ли населению оплачивать все эти новшества? Такое развитие событий в «РТ-Инвест» категорически отрицают. «К 2020 году наш тариф по приему мусора будет составлять 1700 рублей за тонну. Сейчас в Москве полигон „Тимохово“ уже имеет тариф 1690 рублей за тонну, так что роста тарифа для населения запуск заводов не вызовет. В Казани также предусмотрен плавный рост [существующего тарифа, в результате] тариф на захоронение на полигоне будет таким же, как на прием отходов на заводе», — заверила Верезубова.
А ее начальник уточнил механизм сбора денег: «После внедрения регионального оператора в Татарстане в целом и в Казани в частности будут прямые контракты. Сейчас соглашения заключаются между УК, которая собирает со всех жителей деньги, и вывозящей компанией. Нет юридических возможностей перейти на прямые контракты с населением. С момента выбора регионального оператора в счете за жилищно-коммунальные услуги появится новая строчка: „За отходы“. И уже региональный оператор отвечает перед жителями за то, что организовал раздельный сбор, после которого отходы попадают на промышленную сортировку. Конечно, при раздельном сборе можно выделить максимально качественное вторичное сырье. Мы это понимаем и будем к этому стремиться. Сейчас это просто невозможно сделать».
Затем Шипелов осветил энергетическую составляющую вопроса — ведь хорошо известно, что «зеленая энергия» дороже обычной. «Нагрузка от нашего проекта на оптовый рынок электроэнергии и мощности Татарстана составит около 2 процентов. Потребителем оптового рынка является не население, а крупные промышленные предприятия. И именно им, а не населению тариф на электроэнергию вырастет один раз на величину около 2 процентов. Рост тарифов в России составлял, бывало, 8–10 процентов, доходило и до 12 процентов. Но в обмен город получит раз и навсегда нулевое захоронение отходов», — сказал он.
А Верезубова привела более понятный для рядовых граждан пример. «В Московском регионе самым крупным потребителем является метрополитен — в себестоимости проезда электроэнергия занимает 11 процентов. И рост цены электроэнергии для метрополитена на 2 процента вызовет прирост цены менее чем 0,3 процента. В цене билета в 50 рублей это меньше 15 копеек», — пояснила инвестиционный директор «РТ-Инвест».
Еще одним достоинством проекта Шипелов называет трансфер технологий в тесной связке с «Ростехом» и иностранцами. «Мы стремимся к тому, чтобы не просто произвести и построить здесь заводы только для того, чтобы обезвреживать отходы. Мы стремимся к тому, чтобы производство, которое будет с помощью этого проекта создано в России, становилось глобальным, конкурентоспособным и чтобы то оборудование, которое будет производиться в России, могло бы продаваться на экспортном рынке, в том числе и посредством контрактов через Hitachi Zosen Inova. Это устойчивый спрос, порядка 526 заводов в мире сейчас ждут старта строительства. В среднем в мире строится 55 заводов в год, и мы стремимся там занять долю рынка до 10 процентов», — пояснил он.
Сейчас 55% оборудования, по заверениям выступающих, в рамках проекта может быть произведено в нашей стране. И его экспорт тоже не выглядит нереальным. Например, для аналогичного завода в Германию из РФ уже отправился российский котел, «подготовленный» по швейцарской технологии.
«С большой долей вероятности «РТ-Инвест» будет владеть более 50 процентами в этих компаниях»
Преимуществом партнерства с Hitachi Zosen Inova россияне называют ее готовность выступить и в роли инвестора. «Акции компаний АДК-1 и АДК-2 (компании-операторы проекта в Подмосковье и Татарстане — прим. ред.) на сегодняшний момент полностью принадлежат „РТ-Инвест“, и сейчас мы завершаем контрактную обвязку, когда все наши инвесторы, в том числе Hitachi Zosen Inova, войдут в эти компании. С большой долей вероятности „РТ-Инвест“ будет владеть более 50 процентами в этих компаниях. Другим инвесторам, российским и иностранным, будут принадлежать остальные доли, у Hitachi Zosen Inova будет более 8 процентов в каждой из этих компаний», — сообщил Шипелов.
Также он прокомментировал новость о появлении в числе акционеров «РТ-Инвест» председателя совета директоров АвтоВАЗа, бывшего заместителя гендиректора «Ростеха» Сергея Скворцова. Шипелов подтвердил, что тот покупает 39,99% акций компании. «Сегодня в компании „РТ-Инвест“ госкорпорация „Ростех“ владеет 25,01 процента акций, на сегодняшний момент мы завершаем сделку, Сергей Скворцов становится акционером „РТ-Инвест“. Он пионер российского private equity бизнеса, его опыт инвестиций в компании очень важен, он работает в этом направлении с 90-х годов, являясь одним из первых в России, кто инвестировал в растущие молодые компании и работал в компании „Тройка-Диалог“. И 35 процентов акций принадлежит мне», — сказал Шипелов. Лишь оставшиеся 25%, напомним, у госкорпорации «Ростех».
Присутствовавший здесь же Скворцов был немногословен. «Пока я трудился в этом здании („Ростеха“ — прим. ред.) заместителем генерального директора, я курировал проекты компании „РТ-Инвест“, в том числе уходил, возглавлял совет директоров компании. Поэтому решение об инвестировании было не спонтанным. Я хорошо представляю себе масштаб проекта, его перспективы и связанные с ним риски», — отметил он.
Скворцов — фигура весьма примечательная. В инвестиционном бизнесе он еще с конца 80-х. С 1997 года стал партнером Рубена Варданяна по «Тройке Диалог». В этом качестве провел множество миллиардных сделок. Он участвовал и в консолидации пивоваренной отрасли в интересах Heineken и Efes, в реформе РАО «ЕЭС» — в части распродажи инвесторам генерирующих мощностей. Но одни из самых ярких страниц его биографии — это консолидация в руках «Ростеха» акций АвтоВАЗа и КАМАЗа, а также продажа 10% акций Daimler AG.
Такая структура собственности выглядит несколько странно: даже Путин говорил, что мусоросжигательные заводы будет строить «Ростех». На деле же госкорпорация лишь миноритарий.
Напомним, ранее «БИЗНЕС Online» писал, чем может объясняться структура собственности. В самой компании намекали на политические аспекты. «В условиях санкций, применяемых к российским предприятиям и их руководителям, на „РТ-Инвест“ не создаются существенные ограничения, — говорилось в комментарии, полученном нашей газетой. — Это доказано партнерством с Hitachi Zosen Inova, а также привлечением в проект иностранного финансирования». Видимо, если бы «РТ-Инвест» был 100-процентной «дочкой» госкорпорации, такой свободы бы не было — сразу несколько структур «Ростеха», как и персонально Сергей Чемезов, находятся под санкциями.
Однако, видимо, не в одних только санкциях дело, раз частную долю пакета уже начали делить между собой на части бывшие топ-менеджеры «Ростеха». К слову, став главным совладельцем «РТ-Инвест», Скворцов автоматически стал одним из собственников еще одного громкого проекта — системы «Платон», которую «РТ-Инвест» создавал на паях с другим известным бизнесменом, Игорем Ротенбергом.
«Мы обязательно запустим проект раздельного сбора отходов»
В заключение пару слов о том, как авторы «мусоросжигательного» проекта намерены взаимодействовать с общественностью, не считая обязательных общественных слушаний (их дата пока не назначена).
Стартовала кампания, надо сказать, вполне в духе современных мировых тенденций: в интернете, как уже было сказано, был запущен сайт «Энергия из отходов», авторы которого стараются достаточно непринужденно подать всю нужную информацию. «Ежегодно в Татарстане и Подмосковье образуется 13 миллионов тонн отходов. Это 43 миллиона ослов, или 2,2 миллиона африканских слонов, или почти 200 тысяч вагонов с полной загрузкой», — так, например, они оценили мусорные «караваны» двух регионов. Кроме того, заработал канал в Telegram — @Waste2Energy. Как обещают в «РТ-Инвест», желающие смогут не только узнать всю последнюю информацию по проекту, но и оперативно получить ответ на интересующий вопрос.
Впрочем, рамками проекта МСЗ компания ограничиваться не собирается. Похоже, жителей Татарстана вскоре начнут приучать к практике, принятой во всех развитых странах. «„РТ-Инвест“ в будущем (это связано только с регулированием законодательства) планирует запустить самые масштабные проекты в области раздельного сбора в стране. На тех территориях, где мы будем работать, мы обязательно запустим проект раздельного сбора отходов, и все отходы, которые можно собрать раздельно, вовлечь во вторичный оборот, будут вовлекаться во вторичный оборот. Кроме того, мы будем доказывать, что важнейшая миссия — сократить производство отходов, и своей информационной политикой будем убеждать людей бережно относиться к отходам. Если их можно использовать у себя в домохозяйстве, то это нужно, конечно же, делать», — заявил Шипелов.
Игорь Ким, Петр Сапожников
Источник: “Бизнес Online”