Это наглядно продемонстрировал 26-й фестиваль искусств, прошедший в Витебске
Начнем с того, что нынешний сбор оказался самым незвездным за последние 15 лет. Речь прежде всего о сольных концертах российских и зарубежных звезд.
Известные и способные, но уже не столь популярные, как раньше, Григорий Лепс, Стас Михайлов и Валерий Меладзе, с одной стороны, и пара-тройка забугорных исполнителей типа Крис де Бурга и Хулио Иглесиаса (младшего) — с другой, не делали, увы, погоды фестивалю.
Церемония открытия показалась многим гостям и зрителям скучной и пресной, не считая, впрочем, выступления Наташи Королевой, чьи искрометные движения «пятой точкой» вызвали поросячий визг у некоторых изрядно принявших на грудь «мачо» местного розлива. Они же, в основном, горячо приветствовали певицу Славу, у которой прямо на сцене из свободного платья выпала вялая грудь…
Правда, как рассказывали наблюдавшие за ней очевидцы, снискать славу таким образом певица Слава решила сама, совершив соответствующую провокацию. Хотя, по правде сказать, если бы она не стала извиняться за этот, якобы, неожиданный «казус», никто бы ее поступка, как и выпавшей, впрочем, груди даже не заметил. Конечно, были во время открытия замечательные выступления Тамары Гвердцители, которой Лукашенко вручил специальную награду «Через искусство — к миру и взаимопониманию» («НВ» сообщил об этом в прошлом номере. — Ред.), Розы Рымбаевой, а также победительницы детского конкурса этого года, 13-летней Марины Могильной из Минска. Запомнилось зрителям и очень трогательное трио белорусских певцов Ядвиги Поплавской, Руслана Алехина и Дмитрия Колдуна, посвященное памяти Александра Тихоновича. Правда. некоторые зрители недоумевали — со дня смерти любимого мужа Поплавской прошло менее полугода, а она вовсю поет с молодыми жеребцами. Но каждый, как говорится, судит в меру собственной испорченности.
А скандальности фестивалю уже накануне его открытия задал известный в России и на Украине музыкальный критик Сергей Соседов, обвинивший дирекцию и жюри фестиваля в протекционизме белорусским исполнителям. Последние, по его мнению, не обладая необходимыми вокальными данными, в последние годы занимают призовые места, а более достойные и талантливые артисты из зарубежных стран довольствуются лишь званиями лауреатов, как, например, израильская певица Анна Тимофей, которую в других странах считают жемчужиной любого вокального конкурса.
Как позже заметил в беседе о мной генеральный директор фестиваля Александр Сидоренко, если бы жюри оценивало только вокальные данные победителей, с Соседовым можно было бы согласиться. Однако, подчеркнул г-н Сидоренко, есть артисты с не очень сильными голосами, при этом обладающие определенной харизмой, умеющие зажечь публику во время шоу, а на жюри никто не давит. «Увы, не всегда профессиональные качества членов жюри, которые у нас в приоритете, совпадают с человеческими», — туманно заметил Сидоренко.
А когда его спросили, не собирается ли Белоруссия передавать фестиваль под франшизу в другие страны, генеральный директор заметил, что переговоры об этом ведутся, и вполне возможно, что через год-два он будет проводиться не только в Витебске.
Тут же пошли разговоры, что, может быть, «Славянский базар», как и «Новая волна» в Сочи, действительно, нуждаются либо в переносе в другие страны, например в Италию, или хотя бы в Болгарию, либо и вовсе в «реновации». Во всяком случае, в кулуарах фестиваля в Витебске об этом говорилось довольно откровенно, хотя те, кто говорил, фамилий своих предпочитал не называть. Хотя все вспоминали, что раньше, при бывшем директоре, ныне тяжело больном Родионе Михайловиче Басе, все было органичнее и интереснее.
Андрей Князев
“Новый вторник”