Начальник автотранспортной службы ФСБ не сел за растрату
Как стало известно “Ъ”, за особо крупную растрату дизельного топлива был приговорен к условному сроку и крупному денежному штрафу экс-начальник автотранспортной службы ХОЗУ ФСБ РФ Владимир Барсуков. Чекист-хозяйственник, как было установлено судами, выдал коммерсантам ведомственные топливные карты, позволив им таким образом заправлять свои грузовики предназначенной для оперативных нужд соляркой. За полтора года «спецобслуживания» клиенты Барсукова истратили в общей сложности более 160 тыс. л — железнодорожную цистерну — ведомственной солярки.
Согласно приговору Одинцовского гарнизонного военного суда, в 2014 году полковник Барсуков был начальником автотранспортной службы хозуправления (ХОЗУ) ФСБ РФ и одновременно командиром военной части в Москве, представляющей собой, по сути, центральную автобазу спецслужбы. Наделенный «организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями» полковник отвечал не только за оперативный транспорт, но и за обеспечение его топливом. В его ведении, в частности, находились так называемые топливные кредитные карты, позволяющие их обладателям бесплатно заправляться на столичных и подмосковных АЗС. На этих картах летом 2014 года 59-летний тогда хозяйственник и решил сделать небольшой «бизнес».
Как следует из материалов обвинения, забрав у подчиненных пять кредиток с ежемесячным лимитом 3 тыс. л дизельного топлива каждая, офицер передал их владельцам большегрузных автомобилей и стал получать от них вознаграждения. Партнеры Владимира Барсукова, как установило следствие, пользовались «оперативной» соляркой полтора года — с 1 июля 2014 по 27 ноября 2015 года, истратив в общей сложности 162 101 л дизтоплива на 5 млн 539 тыс. 522 руб. Интересно, что все заправки совершались на трех АЗС в Волоколамском районе Подмосковья: «Валар» возле деревни Хворостино, «Роснефть» у села Язвище и АЗС №36 в самом райцентре. Выданные после покупки топлива кассовые чеки Барсуков забирал у своих клиентов и передавал подчиненным, чтобы те задним числом оформляли путевые листы для автомобилей ФСБ РФ, якобы проходившие в указанные в чеках дни через Волоколамский район и заправлявшиеся там.
В ноябре прошлого года пропавшим топливом заинтересовались коллеги хозяйственника, офицер был задержан и обвинен военным следствием СКР в «особо крупном хищении, совершенном путем присвоения и растраты с использованием служебного положения» (ч. 4 ст. 160 УК РФ). Настаивать на аресте заслуженного, участвовавшего в контртеррористической операции на Северном Кавказе, награжденного медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, да к тому же слабого здоровьем офицера следователи не стали, ограничившись подпиской о невыезде.
Владимир Барсуков, в свою очередь, как сказано в материалах дела, по первому требованию являлся на допросы и давал последовательные, изобличающие собственную причастность к хищениям солярки показания. На стадии же ознакомления с собранными следствием материалами и вовсе признал вину, раскаялся, погасил в полном объеме нанесенный ФСБ РФ материальный ущерб и запросил особый порядок рассмотрения своего дела в суде — без изучения доказательств и прений сторон. Ходатайство обвиняемого удовлетворили.
С учетом всех смягчающих обстоятельств Одинцовский гарнизонный военный суд посчитал, что обвиняемый «получит возможность исправления без реального отбытия наказания», и дал ему два с половиной года колонии условно. Вынося условный приговор, суд учел, что некоторый срок — двое суток — офицер уже отбыл под стражей после своего задержания минувшей осенью и эти 48 часов в ИВС стали для него реальным наказанием.
При этом гарнизонный суд отметил, что офицер является состоятельным человеком — он «имеет в собственности несколько объектов недвижимости», получает военную пенсию, а кроме того, может трудоустроиться на гражданке и получать еще зарплату. С учетом этого хозяйственника наказали материально, присудив ему 450 тыс. руб. штрафа. После расчета с государством гарнизонный суд пообещал освободить от обременения арестованные еще на стадии следствия жилой дом и земельный участок Владимира Барсукова в Подмосковье.
Наконец, гарнизонный суд ограничил осужденному свободу сроком на один год — в течение этого времени ему было запрещено менять место жительства или работы без согласования с представителями ФСИН.
Отметим, что Московская городская военная прокуратура с приговором гарнизонного суда не согласилась, посчитав условное наказание для Владимира Барсукова слишком мягким. Однако недавно уже судебная коллегия по уголовным делам Московского окружного военного суда (МОВС) апелляционное представление прокуратуры отклонила, узаконив таким образом вынесенное на уровне гарнизона решение. Более того, МОВС пояснил, что наказание в виде ограничения свободы неприменимо к военнослужащим, и исключил из приговора последний пункт. В итоге расхититель имущества главной государственной спецслужбы отделался, можно сказать, административным наказанием.