Исследование: каждый пятый случай школьной травли инициируют учителя
Большинство случаев школьной травли происходит с подачи одноклассников того же пола, что и объект агрессии, а пятую часть всех ученических конфликтов инициируют учителя. При этом две трети родителей уверены, что жертвой буллинга может стать любой ребенок, не обязательно отличающийся от своих сверстников внешностью, характером или успеваемостью. При этом эксперты считают, что вмешательство взрослых в конфликт оправдано далеко не всегда.
Согласно исследованию проекта «Дети Mail.Ru», посвященному травле в школе, чаще всего зачинщиками конфликтов выступают ровесники того же пола, а в каждом пятом случае (21%) — сами учителя. Проблема травли оказалась абсолютно незнакома только 19% из 10 тыс. участников опроса. Тогда как более половины родителей говорят, что в школе, где учится их ребенок, распространено агрессивное и оскорбительное поведение в отношении учеников.
Две трети респондентов уверены, что объектом агрессии может стать любой ребенок, еще треть считает, что поводом могут стать внешние отличия.
Больше половины родителей в прошлом сами были жертвами нападок. 42% опрошенных до сих пор переживают по поводу конфликтов, случившихся в детстве.
Подавляющее большинство (80%) участников исследования полагает, что травля в будущем негативно отразится на психике ребенка. Больше половины готовы оказать ему всяческую поддержку, включая перевод в другую школу. Пятая часть респондентов считает, что дети должны разбираться между собой без вмешательства взрослых. В то же время куда больше участников опроса полагают, что подобные конфликты должны решать родители (69%), учителя (65%) или психологи (50%).
По словам семейного и детского психолога Анны Лихониной, 21% учителей среди обидчиков — огромная цифра. При этом виды травли (буллинга) со стороны педагогов могут быть разными. Например, кто-то из учителей сознательно говорит ребенку о том, что «запрет его в чулане», а кто-то как бы в шутку отмечает, что «такому ученику и тройка — высший балл». Дети и в том, и в другом случае воспринимают регулярные замечания от авторитетного взрослого как «зеленый свет» для агрессии и радостно подхватывают самые обидные эпитеты в отношении одноклассника или одноклассницы.
Психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха отметила, что чаще всего травля с подачи учителя встречается в младших, а не средних или старших классах.
«Значимость учителя в младшей школе очень высока. Если возникает какой-то серьезный конфликт, то налаживать отношения учителя и ребенка должны именно родители — главные и единственные защитники школьника в первые годы учебы.
Если наладить отношения не удалось, то в таком возрасте имеет смысл менять школу», — рассказала она.
Многие преподаватели нуждаются в дополнительном образовании, им не хватает навыков и знаний для полноценной и качественной работы. Переподготовка педагогов дистанционно – это отличный способ для учителя поднять собственный профессиональный уровень.
В средних и старших классах ситуация меняется. Педагог может проявлять агрессию по отношению к ученику, но вовсе не обязательно, что в этом же будут участвовать его одноклассники. Чаще всего сверстники выбирают себе другой объект для травли. Справляться с ситуацией травли в средней школе надо с учетом обстоятельств, говорит Муха.
«Например, если речь идет о физическом насилии, то осторожное и продуманное вмешательство взрослых будет уместным. А вот то же самое в иных ситуациях может только сделать хуже, а ребенок приобретет прозвище «ябеда» или «маменькин сынок», — пояснила эксперт. — Если ситуация позволяет, то спасти положение может перевод в параллельный класс, когда ребенку, допустим, 11-12 лет. Если травля началась давно, ситуация застарелая, в классе есть один «козел отпущения» (что, кстати, плохо говорит об атмосфере в классе), то уже целесообразно перевести школьника в другое учебное заведение. Но в любом случае надо также прорабатывать эту ситуацию со специалистами, чтобы вылечить полученную травму и не допустить повтора того же конфликта в новом месте».
По мнению психологов, распространенный совет родителей «не обращать внимания» сам по себе хорош, но со школьником он не сработает. «Ребенок еще не на таком уровне, чтобы сознательно не обращать внимания на что-то.
Лучше перефразировать совет в сторону конкретики, например, проработать какие-то остроумные ответы обидчикам вместе с ребенком.
Это даст ощущение участия со стороны родителей, что ценно, даже если этот остроумный ответ не сработает идеально», — добавила Муха.
Никакого закона относительно буллинга в России нет, если только все не закончилось трагически. Психолог Лихонина добавила, что учителя, если и видят проблему, зачастую либо почти ничего не могут сделать, либо делают вид, что не замечают ее, поскольку не всегда знают, как помочь в этой ситуации.
Тема школьной травли стала вновь активно обсуждаться после недавнего ЧП в школе подмосковной Ивантеевки. 5 сентября 15-летний девятиклассник пришел в школу с пневматическим оружием, которое он пронес под плащом. В классе он выстрелил в сторону учительницы, а затем ударил ее. Трое подростков после произошедшего выпрыгнули из окна, они были госпитализированы с переломами, учительница получила открытую черепно-мозговую травму.
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что инцидент со стрельбой можно было предупредить, если бы не игнорировались сообщения о проявлениях детской агрессии в отношении девятиклассника.
«Были сообщения о детской агрессии, но они вовремя не были приняты во внимание, не были приняты те меры, которые могли бы предотвратить эти тяжелые последствия», — сказала она. По ее словам, необходимо изучать все нюансы: «Как формировалась эта мотивация на такой из ряда вон выходящий поступок, и школа ли виновата, родители не услышали, не увидели вовремя, не оказались рядом, спровоцировали ли сверстники или иные факторы послужили причиной этого поведения».
Анна Семенова
Источник: “Газета.Ру”