Роспотребнадзор нашёл нарушения прав клиентов у банка Тинькова
Блогеры из дуэта “Немагия” ходят под статьёй о клевете за критику Олега Тинькова. Алексей Псковитин и Михаил Печерский публично обвинили банкира, мол, тому плевать на собственных работников и клиентов. Лайф с помощью источников в Роструде, Роспотребнадзоре и в судах проверил обвинения блогеров в адрес Тинькова и его банка. Оказалось, большая часть критики была справедливой. “Тинькофф” действительно ущемляет права клиентов, за что регулярно получает штрафы. К сотрудникам в банке отношение похожее: их лишают элементарных трудовых прав. А когда госорганы пытаются привлечь руководство к ответу, банк им всячески препятствует.
Клиентская политика
В августе кемеровский дуэт видеоблогеров “Немагия” залил на “Ютуб” обзор на “Тинькофф-банк” и его основателя Олега Тинькова. Блогеры обвинили финансиста в обмане клиентов, наплевательском отношении к собственным сотрудникам и даже прошлись по его жене. Тиньков возмутился и подал заявление в полицию о клевете. Оперативники провели у Алексея Псковитина обыски. Параллельно юристы банка направили два гражданских иска о защите чести и деловой репутации.
В основном зрители в комментариях поддерживают главные претензии блогеров в том, что банк плохо относится к сотрудникам и клиентам, а также обманывает их.
Плохое отношение к клиентам отмечал и Роспотребнадзор. Сразу два отделения этого ведомства вынесли беспрецедентные решения. Они запретили “Тинькоффу” брать комиссию за снятие наличных с кредитки. Челябинские и омские специалисты указали, что условия договоров, которые разрешают банку брать 2,9% плюс 290 рублей за каждое снятие налички, незаконны и ущемляют права потребителей. (В распоряжении Лайфа имеются подтверждающие документы).
— Выдача наличных по кредиту не считается самостоятельной услугой банка, а является неотъемлемой частью исполнения банком обязательств по кредитному договору, — сообщил Лайфу источник в Роспотребнадзоре. — Более того, закон “О банках и банковской деятельности” говорит, что размещение привлечённых денежных средств в виде кредитов осуществляется банком от своего имени и за свой счёт. Такой вид комиссии не предусмотрен ни Гражданским кодексом, ни Законом о защите прав потребителей, ни другими. А значит, он ущемляет права потребителя, который по кредитному договору считается наиболее незащищённой и экономически слабой стороной.
Хотя ведомство потребовало прекратить брать комиссию ещё в конце прошлого года, такое положение до сих пор содержится в типовом договоре банка.
Более того, в 2016-м Роспотребнадзор обнаружил, что одному из своих челябинских клиентов банк незаконно поднял проценты по кредиту. Мужчина перевёл свой кредит из “Связного-банка”, и ему дали ставку в 33%. Но очень быстро она поднялась до 45%.
Да что Роспотребнадзор — суды неоднократно устанавливали, что банк включает в договора незаконные положения. В архиве гражданских дел Омской области хранятся материалы, которые хорошо характеризуют отношение “Тинькофф” к системе правосудия.
Омичка Алевтина (имя изменено) ещё в 2012-м получила кредитку с лимитом 14 тысяч. Каждый год банк увеличивал ей без разрешения лимит, и спустя четыре года лимит по карте достиг 76 тысяч. При этом только за снятие наличных девушке за все годы насчитали 12,8 тысяч комиссии. Она пошла в суд и потребовала запретить банку без разрешения клиента менять условия договора в одностороннем порядке и повышать лимит.
Куйбышевский районный суд Омска в 2016-м встал на её сторону. Он обязал банк признать недействительным пункт, который позволял изменять кредитный лимит по карте, а также не изменять состав услуг, которые оказывает. Но если вы зайдёте на сайт банка, увидите, что эти положения по-прежнему остаются в типовых условиях обслуживания.
А весной этого года работой банка заинтересовалась Хорошёвская межрайонная прокуратура Москвы. Прокуроры выяснили, что из-за своеобразного подхода банка к разработке мобильных приложений персональные данные пользователей могут оказаться в открытом доступе.
— При использовании приложения “Штрафы ГИБДД”, разработанного банком, неограниченный круг лиц получает информацию о персональных данных людей, нарушивших ПДД, — говорится в материалах мирового судьи Щукинского района Москвы.
В судебном постановлении сказано, что фактически любой, скачавший себе приложение, по номеру свидетельства о регистрации или водительского удостоверения сможет узнать фамилию, имя и отчество владельца машины, а также место и время совершения административного правонарушения. Однако суд не стал наказывать банк и признавать его виновным, потому что прокуроры затянули с подачей документов, и сроки исковой давности прошли.
Эксперт: Клиентам стоит задуматься
Ролик “Немагии” посмотрело пять с половиной миллионов человек. Это почти столько же, сколько клиентов у банка. И если те, кто посмотрел ролик и хоть раз сталкивался с незаконными действиями “Тинькофф”, сейчас их оспорят, банк может потерять десятки миллиардов. По подсчётам руководителя общества защиты прав потребителей “Потребнадзор” Александра Виноградова, только на оспаривании комиссии за снятие наличных банк может лишиться 35 миллиардов.
— К сожалению, в России не прецедентное право. Это значит, что решения Роспотребнадзора нельзя распространить на все случаи, когда “Тинькофф” брал комиссию. Поэтому я призываю каждого клиента, кто хоть раз за последние три года снимал деньги с кредитки с комиссией, идти в банк и требовать компенсации. Скорее всего, банк откажет, но этот отказ можно оспорить в суде, — говорит Виноградов. — По грубым подсчётам, если вы три года пользовались их услугами, только на незаконно взятой комиссии можно отсудить до 35 тысяч рублей. Это и сумма незаконно снятой комиссии (10 тысяч), и штраф и компенсация морального вреда. Если хотя бы миллион клиентов выиграет в судах, то только на этом банк потеряет 35 миллиардов. Это будет очень серьёзный удар для господина Тинькова.
Виноградов сказал, что все найденные Роспотребнадзором проколы — достаточно серьёзные, и что клиентам нужно задуматься о том, стоит ли продолжать отношения с таким банком.
— С учётом выводов Роспотребнадзора, получается, что банку действительно плевать на своих клиентов, — считает он. — Конечно, подобным отношением к клиентам грешат все российские банки. Но “Тинькофф” демонстрирует нечто из ряда вон выходящее. Поэтому стоит задуматься, нужно ли продолжать пользоваться его услугами после таких эпизодов.
Как к скоту
Такое заявление сделал блогер Алексей Псковитин в своём обзоре. Сам Тиньков так не считает.
— Я отношусь к своим сотрудникам не как к быдлу, а как к хорошим, умным ребятам, — сказал Тиньков в прошлогоднем интервью Ксении Собчак.
Но и эти обвинения блогеров заочно подтверждаются отчётами трудовой инспекции по Москве, с которыми ознакомился Лайф. Например, с некоторыми работниками заключали не трудовые, а гражданско-правовые договоры. Трудовой кодекс запрещает так делать, если работа постоянная.
— Такой тип договора недопустимо заключать, например, с бухгалтером в офисе. По этим договорам не предусмотрено никаких отпусков, никаких больничных, ни-че-го, — рассказала Лайфу член Палаты налоговых консультантов РФ Валентина Яковлева. — Обычно это делается для того, чтобы не предоставлять дополнительные компенсации.
Но и права сотрудников, работавших по обычным трудовым договорам, тоже ущемляли.
— Одной из сотрудниц по трудовому договору не предоставляли право на перерыв для отдыха или обеда, — сообщил Лайфу источник в Роструде. — Тогда как такой перерыв должен быть установлен продолжительностью от получаса до двух. Эксперты говорят, даже сотрудникам, работающим малое количество часов в день, обязаны предоставлять перерыв.
— Перерыв положен абсолютно всем сотрудникам, даже тем, которые работают неполное рабочее время — один час [в сутки], — говорит Яковлева. — Он даже может работать по совместительству, но перерыв должен быть.
Всё это, считает эксперт Яковлева, очень серьёзные нарушения. Сотрудники смело могут писать заявления в прокуратуру и в суд.
Впрочем, топ-менеджмент банка придерживается другой позиции. В начале года в Рунет попало письмо из внутренней рассылки банка, которое подписал сам Олег Тиньков. В нём он требовал от подчинённых, чтобы они перестали слишком часто ходить на обед.
Сотрудник, который опубликовал письмо, был уволен.
— Крыса была расстреляна, — прокомментировал этот факт сам Тиньков в интервью блогеру Юрию Дудю.
Но банку всё же выписали штраф за нарушение прав работников. В августе этого года председатель правления “Тинькофф-банка” Хьюз Оливер Чарльз был оштрафован на 33 тысячи, а сам банк — на 225 тысяч рублей. Впрочем, эти цифры выглядят смешно в масштабах прибыли “Тинькофф” — за минувший год она достигла 9,1 млрд рублей.
То, что трудовым инспекторам удалось подобраться к банку, похоже на исключение из правил. Ведь обычно банк мешает госорганам проводить у него ревизии. Это следует из материалов нескольких судов в разных регионах страны, которые изучил Лайф. Например, в этом году банк оштрафовали на пять тысяч за то, что его сотрудники препятствовали работе инспектора Роструда — просто не пускали в офис. Похожая история происходила даже с налоговой инспекцией — однажды Хьюз Оливер не стал вовремя предоставлять налоговой данные по запросу.
Блогеры и Тиньков
После того как к парням из “Немагии” по заявлению Тинькова приехали московские опера, он заявил, что “не сторонник уголовщины”. Он записал даже видеообращение, которое состоит из двух частей.
Он заверил, что он “один из немногих в этой стране”, кто выступает за свободу слова, в том числе в Интернете. Но напомнил, что эта свобода имеет и ограничения. В итоге он пообещал, что отзовёт иски и заявление в полицию, если “Немагия” удалит свой обзор.
— Они все, блогеры, за бабки маму родную продадут, — возмущался бизнесмен пару месяцев назад в своём прямом эфире в “Инстаграме”.
Это высказывание, похоже, особенно возмутило Алексея и Михаила из “Немагии”, потому что они раз за разом обыгрывали его в своём обзоре. Парни припомнили банкиру, что он заказывает рекламу чуть ли не у каждого популярного ютуб-блогера, а потом называет их же продажными.
Это всё в совокупности возмутило других блогеров. Когда Тиньков пошёл войной на “Немагию”, блогерское сообщество вступилось за своих “коллег”. Экономический блогер Александра Баязитова тоже не осталась в стороне — она по пунктам разобрала договор банка с клиентами и указала на подводные камни и скрытые комиссии. Банк, по её словам, всеми силами пытается навязать клиенту свои услуги.
Видеообращения с критикой Тинькова записал Юрий Хованский и другие популярные обзорщики и стендаперы. Хованский даже заявил, что нужно объявить бойкот Тинькову и перестать рекламировать его банк. Если его призыву последуют другие блогеры, а также клиенты банка, для Тинькова это грозит большими репутационными и финансовыми потерями, чем от одного ролика “Немагии”.
Лайф попросил “Тинькофф” прокомментировать ситуацию с проверками за четыре дня до публикации. Однако представители банка так и не прислали ответ.
Источник: “Life”