Вам в Палату № 6

Почему клиентов наркодиспансеров переводят в психушки

Из-за оптимизации и недостаточного финансирования в российских регионах массово закрываются наркодиспансеры.

Главный психиатр-нарколог Минздрава Евгений Брюн бьёт тревогу: он сделал запрос в регионы по ситуации с наркологическими диспансерами. По его данным, местные власти сейчас их активно закрывают.

“Насколько мне известно…, наркологические диспансеры отсутствуют в некоторых краях и областях”, — пишет в своём запросе Евгений Брюн.

Как сказано в документе, сейчас в регионах идёт “ликвидация самостоятельной наркологической службы с передачей её функций психиатрическим учреждениям”.

То есть наркоману или алкоголику, чтобы попробовать справиться с зависимостью, придётся теперь идти не в наркодиспансер, а в психиатрическое учреждение.

Эксперты опасаются, что больные и зависимые люди попросту побоятся идти в психушки.

В разговоре с Лайфом Брюн подтвердил то, что письмо отправлено, однако подробности рассказать отказался.

— Конечно, закрытие наркологических диспансеров — это очень плохо. Но подробнее можно будет об этом говорить только после того, как будет собрана вся информация, — пояснил он.

По словам экспертов, наркодиспансеры могут закрываться, во-первых, из-за оптимизации и нехватки средств. Во-вторых, для того, чтобы система здравоохранения соответствовала мировым стандартам.

Формально наркология — это часть психиатрии. То есть врач-нарколог изначально получает образование психиатра, а затем специализируется на работе с зависимыми пациентами — наркоманами, алкоголиками и так далее.

— Мировая практика сложилась таким образом, что наркология входит в психиатрию и психиатры как раз занимаются людьми с зависимостями. Наркологии в качестве отдельного направления за рубежом практически нигде нет. Пока в нашей стране наркология, наркодиспансеры существуют отдельно. Но спор будет наверняка продолжаться, пока федеральный Минздрав не поставит точку и не разъяснит ситуацию, — считает Давид Мелик-Гусейнов, директор НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы.

Евгений Брюн напомнил, что на недавнем совещании главных наркологов субъектов РФ представители Минздрава подчёркивали, что именно наркологический диспансер остаётся главным учреждением, где оказывается специализированная помощь алкоголикам и наркоманам.

При этом наркодиспансеры постепенно исчезают. По данным базы СПАРК, всего в России сейчас 142 действующих наркодиспансера (это отдельные юрлица и их филиалы). При этом за последние несколько лет закрылось 138 диспансеров.

Наркодиспансеров и сейчас не хватает, чтобы спасать жизни пьющих россиян. Ранее в СМИ был опубликован рейтинг регионов с самой высокой смертностью в результате отравления алкоголем с начала 2017 года. Лидером стала Кировская область — 16,7 случая смерти на 100 тысяч человек. При этом, по данным базы СПАРК, в регионе работает всего один наркодиспансер.

А в Ярославской области, которая занимает второе место в рейтинге (16,3 случая на 100 тысяч человек), вообще не зарегистрировано ни одного действующего диспансера — только два недействующих, которые закрылись в последние 10 лет.

В Республике Марий Эл (третье место) — один диспансер. В Архангельской области (четвёртое место) — ни одного. В Костромской области (пятое место) — один.

— Самостоятельная наркологическая служба — это неотъемлемая часть нашей инфраструктуры, которая максимально приближает пациентов к лечению, — считает врач-нарколог, директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков.

— Что пациент с наркотической или алкогольной зависимостью может получить в психиатрическом учреждении? Только дозы нейролептиков, которые могут только усугубить их положение, — уверен эксперт. — Пока существует наркологическая служба, пациентам будет проще обращаться туда за помощью. Вряд ли алкоголик или наркоман, если решит лечиться, будет добровольно обращаться в психушку — он будет бояться негативных последствий.

По словам эксперта, нужно делать систему наркологической помощи более гуманной — тогда она станет эффективной.

— Мы не просто должны сохранить наркологическую службу, но и должны её переориентировать на интересы пациента, — говорит Олег Зыков. — Ведь, к сожалению, советская наркология была в большей степени направлена на репрессии, на поражение в правах наших пациентов. Нам надо отходить от этого, не должно быть никакого специального учёта, наркология не должна лишать пациентов каких-то прав. Мы должны помогать зависимому человеку изменять его судьбу в лучшую сторону.

В Минздраве не смогли оперативно ответить на запрос Лайфа и прокомментировать ситуацию.

Александра Рыкова

По информации: “Лайф”

Ранее

Чистый лист

Далее

В беде не бросят

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru