Подделка документов, «мертвые души» и обвинение бухгалтера
С весны 2017 года продолжается дело «Седьмой студии», которое также называют «театральным делом». По нему проходят художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин, директор РАМТ Софья Апфельбаум, генпродюссер Алексей Малобродский и бывший главный бухгалтер Нина Масляева.
Их обвиняют в хищении 68 млн рублей, выделенных государством на реализацию проекта «Платформа» при «Гоголь-центре». Малобродский содержится в СИЗО, остальные фигуранты дела — под домашним арестом. Свою вину признает только бывший главбух Масляева, которая заключила сделку со следствием. Именно после ее показаний сотрудники СК задержали Серебренникова ночью прямо на съемках фильма.
Другая фигурантка дела, бывший генеральный продюссер «Седьмой студии» Екатерина Воронова, еще до возбуждения уголовного дела уехала из России. Суд заочно ее арестовал, а прокуратура просит Интерпол объявить ее в розыск. Воронова решила изложить свою версию дела «Седьмой студии». Ее письмо опубликовала «Медуза». Russiangate коротко пересказывает его суть.
Кто такая Екатерина Воронова
Екатерина Воронова работала театральным продюсером в «Седьмой студии» и в проекте «Платформа» с 2011 по 2014 год. В письме она рассказывает, что хочет защитить свое имя и добиться справедливости, а выдвинутые обвинения называет абсурдными. Возвращаться в Россию и идти в Следственный комитет она опасается, поскольку заочно арестована.
В обязанности Вороновой как генерального продюсера входило составление ведомостей по выдаче зарплаты сотрудникам, оплате гонораров, сверхурочных, оплате реквизитов и других товаров. Оплата происходила со счетов организации.
Что такое проект «Платформа»
«Платформа» — проект Серебренникова, представляющий собой симбиоз театра, музыки, танцев и медиаискусства. Он появился после встречи президента Медведева с деятелями культуры. Основная цель «Платформы» — предоставить молодым хореографам, режиссерам, композиторам и медиахудожникам площадку для экспериментов.
За это время «Платформа» выпустила шесть больших мультижанровых мероприятий, 15 театральных проектов, шесть танцевальных спектаклей, рассказала Воронова. Подготовила 32 концертные программы, представила 30 отдельных перформансов в рамках трех медиафестивалей, провела более 50 дискуссий. Проект реализовывался на безвозмездные и безвозвратные субсидии от Минкультуры, выделяемые специально для «Платформы».
Деньги распределялись в соответствии со сметами проектов, на основании договоров с организациями, предпринимателями и артистами. Документы передавались в бухгалтерию, сами тексты договоров и порядок оплаты обсуждались и согласовывались с главным бухгалтером Ниной Масляевой. Всего на «Платформе» в разное время работали от 40 до 60 человек, которые ежемесячно получали зарплату. О получении зарплаты они расписывались в документах.
Кто такая Нина Масляева
Масляева работала главным бухгалтером АНО «Седьмая студия». Именно ей отправлялись счета на оплату, проекты договоров на согласование, она же выдавала наличные средства для различных трат.
Как рассказывает Воронова, Итин представил Масляеву как «человека, разбирающегося в составлении финансовой и бухгалтерской отчетности учреждений культуры», и заметил, что она же составляет финансовый отчет для Минкультуры, вносит в него необходимые правки. По словам Вороновой, этим занималась Масляева, и только она.
«Черная касса»
Летом 2014 года Воронова по согласованию с Серебренниковым и Итиным решили провести аудит «Седьмой студии». Для этого привлекли независимую аудиторскую компанию.
После проверки обнаружились многочисленные нарушения в ведение бухгалтерского документооборота, начислению зарплаты и другим аспектам бухучета.
При проверке зарплатных ведомостей также обнаружились фамилии неизвестных, которые якобы получали деньги. Например, в «Седьмой студии» была официально устроена дочь Масляевой, и ей начислялась зарплата, хотя по факту она там никогда не работала.
В проекте числились одни люди, а получали зарплату и работали другие. Зарплата, которая официально начислялась и выплачивалась, сильно различалась, а приобретенное имущество не ставилось на баланс.
Также аудиторская проверка обнаружила зарплатные сметы, в которых стояли подписи как самой Вороновой, так и других сотрудников. Сами работники считали свои подписи подделанными: они не помнили, чтобы расписывались в этих документах.
Обнаруженную «черную кассу» Масляевой после восстановительного учета планировали уничтожить, чтобы не допустить путаницы в документах.
Главный бухгалтер уволилась по собственному желанию
Масляеву попросили помочь в исправлении ошибок и неточностей, выявленных аудиторской проверкой. «Сотрудничество не сложилось». Она медленно отвечала на письма, не полностью отвечала на вопросы и не всегда помогала связаться с фирмами, контакты которых были только у нее. После того как Масляеву попросили оплатить из собственных средств услуги аудиторской компании, поскольку «ужасное состояние дел являлось итогом ее деятельности», она написала заявление об увольнении по собственному желанию.
«Я была в ужасе от того, сколько нарушений было выявлено при аудите. Кроме того, наши внутренние документы фиксировали расходование большого объема наличных средств, а как объяснить их появление в таком объеме, я не знала, так как мне было неизвестно, каким образом их получала Нина Леонидовна — а с ней мы тогда уже не общались», — пишет Воронова.
В конце 2014 года проект «Платформа» готовился к закрытию и собирался покинуть офис на «Винзаводе». Там хранились все документы. Поскольку их было некому и негде хранить, Воронова задалась вопросом: «Кому теперь может быть интересна наша внутренняя отчетность?». Она решила уничтожить документы. Именно в них содержалась информация по тратам наличных денег «Платформой» за три с половиной года. Воронова утверждает, что их расходовали исключительно на нужды проекта. Уничтоженные документы могли бы подтвердить невиновность как самой Вороновой, так и других участников «театрального дела».
Воронова считает, что Масляева оговорила фигурантов дела
Воронова пишет, что главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева специально дала ложные показания против «невиновных лиц, в том числе и меня». Таким образом она пыталась избежать собственной уголовной ответственности.
По ее словам, никто из сотрудников «Платформы» не мог бесконтрольно тратить деньги «Седьмой студии» на свои нужды и не имел к ним свободного доступа.
«Хочу отдельно добавить, что Кирилл Серебренников никогда не получал от «Седьмой студии» никаких денежных средств, кроме своей ежемесячной заработной платы художественного руководителя, которая за все время не менялась, гонораров режиссера за поставленные спектакли или другие мероприятия (после их показа) и гонорара куратора театральной программы в 2012 году», — рассказала Воронова.
Источник: “Russiangate”