Почему власти Подмосковья не спешат бороться с вонью
Министр экологии Подмосковья Александр Коган отказывается от помощи мэрии Москвы в борьбе со зловонными и опасными выбросами от ТБО “Кучино” и считает, что с мусоркой справятся только иностранные специалисты. Лайф разбирался, почему чиновника мало заботят страдания москвичей и жителей области.
Настоящая интрига разгорается вокруг зловония, покрывшего разные районы Москвы и области. МЧС установило, что причина неприятных запахов — газы, идущие от скандально известного мусорного полигона “Кучино” в подмосковном городе Балашихе. Однако, когда власти Москвы предложили Подмосковью помощь в решении проблем со свалкой, чтобы она не стала источником новых выбросов, министр экологии Подмосковья Александр Коган воспринял это предложение крайне болезненно: он не отказался от неё, но и дал понять, что все работы будут вести нанятые им иностранные специалисты. По данным Лайфа, фирма, на которую ссылается Коган, получила госконтракт на более чем 200 миллионов рублей без всякого конкурса.
Помощь на выбор
Вот уже 10 дней жители разных районов Москвы и области жалуются на острый запах сероводорода (или квашеной капусты). Если раньше облако вони в основном накрывало восток или юго-восток города, то теперь оно добралось и до центральных районов. Из-за жуткого запаха москвичи были вынуждены пораньше уходить с работы и плотнее закрывать окна дома. Жители жалуются на головную боль и плохое самочувствие.
Росгидрометеоцентр и власти Москвы сначала удивлялись, откуда в Москве такая вонь, а затем всё же бросили все силы на то, чтобы найти виновника выброса опасных газов. Специалисты МЧС установили, что следы вони идут от пресловутой свалки “Кучино”.
— В поисках причины неприятного запаха в столице МЧС было проведено более 140 исследований. На территории Москвы превышений предельно допустимых концентраций не выявлено, — сообщили в пресс-службе МЧС в пятницу. — Зарегистрированы превышения концентрации сероводорода в атмосферном воздухе вблизи полигона твёрдых бытовых отходов “Кучино”, откуда и пришёл запах.
Учитывая количество жалоб и широкий резонанс, по данным Лайфа, 15 декабря в столичном правительстве под руководством вице-мэра Москвы Петра Бирюкова состоялось экстренное закрытое совещание по ситуации со свалкой в “Кучино”. Причём этот полигон находится в ведении властей Подмосковья, но на совещании настаивала именно мэрия Москвы.
Источники Лайфа говорят, что на встрече были первый замглавы департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы Александр Самсонов, представители Мосгаза, Мосводоканала, МЧС, Росгидромета, а также делегация из Подмосковья во главе с региональным министром экологии Александром Коганом.
Тон встречи сразу задали сотрудники МЧС. Они ещё раз подтвердили, что причиной зловония, по их данным, стал именно закрытый полигон ТБО “Кучино”. Мол, концентрация сероводорода в атмосферном воздухе близ полигона была превышена более чем в два раза. Однако страдания москвичей и жителей Московской области, а также заключение экспертов МЧС не возымели никакого воздействия на подмосковных чиновников.
— Коган, несмотря на экспертизы, заявил что балашихинская свалка не имеет отношения к смраду, на который жаловались москвичи. Объяснял свою позицию он тем, что в тот день ветер дул в другую сторону, а значит, полигон не мог, по его словам, быть источником запахов, — рассказал источник Лайфа в столичной мэрии, знакомый с ходом совещания.
Не переубедили подмосковного министра и слова метеорологов о том, что даже если ветер дул от Москвы в область, то запах от “Кучино” вполне мог распространяться в обратном направлении.
— Было видно, что Коган пришёл отбиваться. И никакие аргументы не действовали. На самом деле его коллег из Москвы возмутило даже не это, а то, что он вообще не хотел признать наличие проблем на полигоне, — отметил источник Лайфа в мэрии.
По его словам, Бирюков предложил Когану сразу несколько вариантов, которые бы позволили быстро решить проблему опасных выбросов с кучинского полигона.
Так, министру экологии МО предложили рекультивировать полигон по технологии биоремидиации. Суть в том, что на полигоне пробурят скважины. В них под давлением закачают композитные материалы с бактериями, которые разлагают всю органику на полигоне. При этом весь процесс рекультивации должен занять всего 18 месяцев, и после эти земли вновь можно вернуть в хозяйственный оборот и, например, разбить там парк.
Другой вариант предусматривал использование при рекультивации природных минералов, обладающих уникальными адсорбционными и каталитическими свойствами. Суть метода в том, чтобы укрыть весь полигон специальным грунтом, который будет поглощать вредные вещества и токсичную влагу. При этом по периметру полигона предлагалось устроить геохимический барьер в виде траншеи, заполненной специальным составом. Этот метод рекультивации считается одним из самых дешёвых, быстрых и надёжных.
— Реализация указанного проекта на других полигонах показала снижение концентрации отдельных загрязнителей до 80%, что было зафиксировано специалистами факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Поглощение минералами токсичной влаги и парниковых газов из грунта, прилегающего к загрязнителю, способствует оздоровлению территории в зоне расположения полигона ТБО и снижению риска заболевания людей, — такие аргументы приводили эксперты на совещании.
Третий вариант предполагал монтаж на полигоне специальных передвижных установок распыления безопасных для здоровья человека активных составов, которые способны всего за несколько часов устранить неприятные запахи.
Без вариантов
— Когану были предложены три варианта быстрого решения проблемы. Бирюков говорил, что если у Подмосковья нет денег, то Москва готова самостоятельно оплатить работы в виде спонсорской помощи. Некоторые предложения Коган отверг сразу, сославшись на то, что часть предлагаемых мер следующим летом реализует австрийская компания, которая сейчас работает на полигоне. Лишь под давлением Бирюкова Коган сказал, что рассмотрит предложения, — утверждает источник Лайфа в мэрии.
Австрийская фирма, на которую ссылается Коган, — это “Экоком”. Её российская “дочка” под руководством Оливера Кайзера в ноябре 2017-го получила от администрации Балашихи контракт на 204 миллиона рублей на выполнение “комплекса неотложных работ по строительству временной системы сбора и очистки свалочного газа полигона твёрдых бытовых отходов “Кучино”.
По условиям контракта, за эти деньги компания должна пробурить 55 газовых скважин, через них свалочный газ будет собираться и сжигаться. Контракт с компанией заключили напрямую, без проведения конкурсных процедур. Отсутствие конкурса Администрация Балашихи объяснила внезапным началом стихийного образования свалочного газа на полигоне.
— Это представляет непосредственную угрозу возникновения вреда здоровью людей, вреда животным и растениям, что подтверждается решениями внеочередных заседаний Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Московской области при губернаторе Московской области, — сказано в документах закупки.
Как “Экоком” исполняет свои обязанности на совещании в столичной мэрии, рассказал сам Коган. По словам самого же чиновника, собранный биогаз сжигается при температуре 1100 градусов, хотя, согласно информационно-техническому справочнику по наилучшим доступным технологиям, для безопасного сжигания биогаза температура горения должна быть не менее 1250 градусов. В противном случае опасные для здоровья соединения, содержащиеся в биогазе, просто не распадутся. Таким образом, от “Кучино” можно ожидать новых выбросов вони.
— Контракт с австрийцами, насколько я знаю, заключался без конкурса в режиме ЧС. Кто-то довёл до чрезвычайной ситуации, чтобы потом купить оборудование в четыре раза дороже. Там же всего будет 55 скважин, маленькая труба и “сжигалка”. Откуда взялось 200 миллионов рублей, мне непонятно, — возмущается эколог Олег Митволь.
Полигон твёрдых бытовых отходов “Кучино” был создан ещё в 1964 году. Общая площадь свалки составляет более 50 гектаров, это примерно 70 футбольных полей. О существовании этой свалки вся страна узнала 15 июня — во время прямой линии с президентом Владимиром Путиным. Тогда жители города пожаловались на свалку возле своих домов.
Глава государства поручил губернатору Подмосковья Андрею Воробьёву решить проблему и уже через неделю на совещании правительства дал чиновникам ровно месяц, чтобы закрыть полигон ТБО в Кучино. Работа мусорного полигона была официально остановлена 23 июня ровно в шесть утра. Тогда же министр экологии Мособласти Александр Коган оценил общую стоимость рекультивации полигона в четыре миллиарда рублей. Работы по рекультивации “Кучино” должны начаться уже в марте 2018 года.
Жители устали от вони и молчания чиновников
В минувшие выходные губернатор Московской области Андрей Воробьёв на своей странице в “Фейсбуке” выразил благодарность мэру столицы Сергею Собянину за желание совместно финансировать рекультивацию “Кучино”.
— С Москвой у нас конструктивные, добрые отношения. Я признателен, что мэр по-соседски протянул руку помощи. Считаю, правильно софинансировать проекты рекультивации полигонов! Мы максимально открыты перед жителями и делаем всё, чтобы свалки перестали беспокоить людей в течение ближайших трёх лет.
Впрочем, источник в мэрии уверен: все слова благодарности — не более чем отвлекающий манёвр и власти Подмосковья не пустят никого на свалку, которая для многих из них стала Клондайком. Если сейчас речь идёт о миллионах, то скоро начнётся рекультивация и вливать в неё будут миллиарды.
— Коган никого не пустит туда, и на совещании в мэрии это было прекрасно видно. Сейчас проекты, предложенные Москвой, изучат, поблагодарят и всё оставят австрийцам. Как только вонь утихнет, это будет легко сделать. В области решают не вопросы экологии и не как побыстрее устранить проблему, а свои личные интересы, — говорит источник, знакомый с ситуацией вокруг полигона.
А пока же жители Кучина продолжают бороться с ненавистной свалкой и бездействием властей Подмосковья. Евгения — одна из тех, кто устал как от вредных выбросов свалки, так и от равнодушия чиновников.
— Полигон воняет для всех, но в каждом районе есть свой запах. Вот в Кучине это химический резкий запах, от которого потом першит в горле. Это и запах жжёной резины и пластика. Это и запах краски периодически. Все эти запахи тоже считают нормой, — рассказывает Евгения.
По её словам, иногда активные жители района ходят на заседания подмосковных властей. На таких встречах чиновники говорят, что всё в норме.
— Нам говорят, что пробы в норме, хотя данные со станции экомониторинга на Речной, 6А от нас скрыли под надуманным предлогом, — поделилась с Лайфом Евгения.
Источник: “Life”