Неужели у великой России нет рычагов, способных заставить власти Польши отказаться от надругательства над памятью о советских воинах-освободителях?
Вспоминая о Великой Отечественной войне, наш президент подчеркивает, что его отец, Владимир Спиридонович Путин, имея на руках в 1941 году так называемую бронь, добровольцем ушел на фронт.
Слушая президента, вспомнил собственного отца, который в 16-летнем возрасте также ушел добровольцем на фронт. За время войны на него дважды приходили похоронки, в том числе в январе 1945-го из Польши. Но Иван Громак выжил, а победу встретил в Берлине.
Сколько помню, отец всю жизнь мечтал побывать на могилах своих побратимов. На кладбище в Вильнюсе, где покоятся его сослуживцы, мы побывать успели. А по фронтовым дорогам отца в Польше я проехал в мае 2016 года уже без него, в составе участников автопробега «Дороги памяти». Не скажу, что тогда все могилы и памятники бойцам и командирам Красной Армии, павшим при освобождении Польши от фашизма, находились в идеальном состоянии… Но когда сегодня я смотрю, как сносят и разрушают памятники, к которым мы еще полтора года назад возлагали цветы, сердце кровью обливается.
Сообщения звучат, как трагические сводки о понесенных потерях.
Власти города Тшчанка в Великопольском воеводстве снесли мавзолей красноармейцев на главной площади города… В городе Щецине демонтируют монумент Благодарности Красной Армии… В Варшаве испохабили надгробья на воинском кладбище…
Но и этого, оказывается, мало. 21 октября 2017 года на территории Польши вступил в силу принятый Сеймом документ, который предписывает снос в течение 12 месяцев, начиная с октября 2017 года, 469 объектов, «пропагандирующих коммунизм». Под действие закона подпали и мемориалы советским воинам, павшим в борьбе за освобождение Польши (всего насчитывается 229 таких монументов).
При этом с высоких трибун мы продолжаем заявлять, что победили фашизм, в то время как именно в Польше он снова задирает голову. А как иначе расценивать тот факт, что польские власти объявляют оккупантами воинов-освободителей, спасших мир от коричневой чумы?! Как по-другому назвать разрушение памятника генералу армии Ивану Черняховскому с прямой трансляцией по телевидению?
Официальный представитель МИД России Мария Захарова выступила по этому поводу с заявлением, осуждающим подобные акции. Внешнеполитическое ведомство РФ, по словам его главы Сергея Лаврова, «осуществляет необходимые шаги — как на двусторонней основе, так и по линии профильных международных структур — для противодействия этой «неприемлемой линии». Тем не менее, памятников и монументов, воздвигнутых в честь подвига наших отцов и дедов на территории Польши, остается все меньше. И если этот процесс не остановить, если Россия не заставит Польшу отказаться от воплощения в жизнь утвержденного Сеймом варварского плана, под бульдозер могут пойти — здесь не должно быть никаких иллюзий! — и памятники, установленные над могилами солдат и офицеров Красной Армии.
Разрушение памяти вообще и памятников, в частности — неотъемлемая часть «исторической политики» польского государства. Политики, последовательно и целеустремленно проводимой польским руководством уже не одно десятилетие, вне зависимости от смены персоналий на властном Олимпе.
Любимый призыв некоторых российских политиков — «Оставьте историю историкам» — в Польше не работает. Мы же, на мой взгляд, очень здорово проигрываем полякам еще и в информационной войне. Особенно это ощущается в Калининградской области, которая является занозой в одном месте у НАТО. Именно здесь остро отдается в сердце издевательство над памятью советских солдат-освободителей.
Обо всем этом я написал нашему президенту России Владимиру Путину, задав ему прямой вопрос: «Неужели у великой России нет рычагов, способные заставить власти Польши прекратить издевательство над памятью 600 тысяч бойцов, которые захоронены в польской земле?».
Вместо президента мне ответил начальник отдела Третьего Европейского департамента МИД России С. Линевич. Выразив признательность за «неравнодушную гражданскую позицию в вопросе о сохранении памяти о подвиге советского народа», дипломат обратил мое внимание, что каждый случай осквернения советских мемориальных объектов в Польше не остается без реакции Министерства иностранных дел Российской Федерации, что на сайте ведомства размещаются заявления, содержащие политико-правовую и моральную оценку действий польских властей.
«В контактах с польской стороной решительно настаиваем на недопустимости односторонних шагов в этой сфере, идущих вразрез с международно-правовыми обязательствами Варшавы. Требуем, чтобы памятники оставались там, где они были изначально установлены в привязке к конкретным историческим событиям», — сообщает С. Линевич.
Наверное, мы все делаем правильно. Только почему в таком случае польский Васька слушает, да ест?
Валерий Громак
“Новый вторник”