ФСБ нацелилась на спецсубъектов

Поправки в уголовно-процессуальное законодательство могут наделить органы контрразведки дополнительными полномочиями

В УПК РФ могут быть внесены поправки, которые существенно расширят полномочия ФСБ РФ. У контрразведчиков, в частности, появится право возбуждать уголовные дела в отношении спецсубъектов — прокуроров, руководителей следственных органов и адвокатов. Также контрразведчики могут получить право вести абсолютно любые уголовные дела. Вопрос о внесении подобных изменений в законодательство встал после того, как «зависла» ситуация с возбуждением дела на главу ГСУ СК РФ по Москве Александра Дрыманова.

О том, что подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в УПК РФ», следует из ответа заместителя генерального прокурора Николая Винниченко на запрос председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, с которым удалось ознакомиться «Росбалту». В нем представитель надзорного ведомства сообщает, что согласно предлагаемым изменениям в УПК (дополнения статьи 448 УПК РФ частью девятой) следственные органы ФСБ РФ смогут возбуждать дела в отношении прокуроров, руководителей следственных органов, следователей и адвокатов «вне зависимости от категории преступлений». Сейчас полномочиями начинать расследования в отношении спецсубъектов имеет исключительно СК РФ.

Однако на этом предполагаемое расширение полномочий ФСБ не заканчивается. Поправки в УПК (дополнения части второй статьи 37 УПК пунктом 12), как следует из документа, устанавливают возможность передачи следственным органам ФСБ «для производства предварительного расследования любых уголовных дел или материалов проверки сообщения о преступлении, если таковые были выявлены федеральными органами безопасности». В связи с этим предлагается наделить генпрокурора и его заместителей дополнительными полномочиями — по ходатайству контрразведчиков изымать любые дела и передавать их в органы ФСБ. Причем последняя служба может не мотивировать причину, по которой она хочет получить к себе для расследования материалы.

Николай Винниченко указывает, что в Генпрокуратуре не поддерживают концепцию законопроекта. В ГП согласны, что исключительное право СК РФ возбуждать дела на спецсубъектов на практике ведет к серьезным проблемам, «связанным с расхождением в правовой оценке содеянного между должностными лицами СК ФР и надзирающими прокурорами».

Однако в Генпрокуратуре полагают, что именно прокурор должен инициировать уголовное преследование спецсубъектов, так как подобный порядок соответствует конституционному статусу прокурора и ряду международных законодательных актов.

Предлагаемое же право ФСБ забирать себе любые дела, по мнению главного надзорного ведомства, «необоснованно ставят следственный органы ФСБ РФ в привилегированное положение». В ГП вызывает недоумение и предлагаемый механизм передачи дел контрразведчикам. С одной стороны, —  это должна делать прокуратура по ходатайству ФСБ. С другой стороны, выходит, что самостоятельность прокуроров сильно ограничивается, поскольку изменения подследственности дел поставлено в зависимость от соответствующего ходатайства ФСБ.

Более того, законопроект не предусматривает, что ФСБ должна как-либо мотивировать ходатайство о передаче ему того или иного дела.

В ГП полагают, что возложение на генпрокурора и его заместителей обязанностей рассматривать каждое ходатайство ФСБ о передаче дел не явяется обоснованным.

Взамен надзорное ведомство предлагает наделить прокуроров правом изымать дела и материалы проверок у любого органа следствия и передавать их следователю другого ведомства. По мнению ГП, это позволит прокуратуре оперативно реагировать на выявленные факты нарушений при расследовании.

Источники «Росбалта» в правоохранительных органах, полагают, что вопрос о внесении поправок в УПК возник из-за ситуации вокруг главы ГСУ СК РФ по Москве Александра Дрыманова.

В ФСБ считают, что Дрыманов имел корыстную заинтересованность в освобождении из-под стражи «авторитета» Андрея Кочуйкова (Итальянец). Однако контрразведчики сами возбудить дело в отношении главы ГСУ СК РФ по Москве не могут — это прерогатива исключительно главы СК РФ Александра Бастрыкина. Ему были поданы соответствующие документы, но никакой реакции не последовало.

Герман Александров

Источник: “Росбалт”

Ранее

Источник: Убийства Вороненкова и Жилина связаны друг с другом

Далее

Британия возложила на Россию ответственность за атаку компьютерного вируса NotPetya

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru