В начале мая американское агентство по международному развитию выделило Украине 5,7 миллиона долларов на реализацию программы TAPAS (“Прозрачность и подотчётность в государственном управлении и услугах”), целью которой заявлена финансовая поддержка граждан Украины и украинского правительства в борьбе с коррупцией в ключевых услугах и службах государственного управления
Проекты в рамках этой программы финансируются Соединёнными Штатами на протяжении уже нескольких лет, и суммарно с учётом последнего годового транша на финансирование только TAPAS было потрачено порядка 11,2 миллиона долларов. Основными получателями грантов являются различные некоммерческие организации, а также центры по разработке стандартов и инструментария в области открытых данных и так называемой дата-журналистики.
Следует отметить, что в рамках программы американские государственные ведомства объявляют тендеры на разработку портала для украинского государственного агентства по вопросам электронного правительства. Мало того — USAID через проект TAPAS отбирает подрядчиков и финансирует создание программного обеспечения для украинской государственной системы закупок ProZorro.
Несмотря на декларируемое использование технологий с открытым программным кодом, многие эксперты подчёркивают, что допуск иностранных структур к оперированию “большими данными” и персональной информацией на уровне такой страны, как Украина, неизбежно приведёт к схлопыванию остатков национального суверенитета в цифровой области и постановке под иностранный технологический контроль как растущего рынка монетизации персональной информации, так и данных о внутреннем функционировании целых отраслей украинской экономики.
При этом необходимо понимать, что реальная антикоррупционная борьба в стране практически не ведётся и меры по цифровизации госзаказа или по подключению инструментов open-data сами по себе не способны дать положительные результаты в этой области.
На фоне разговоров о борьбе с коррупцией украинские власти и правоохранительные органы активно преследуют отдельных гражданских активистов и стремятся существенно ограничить деятельность антикоррупционных НКО — так, в частности, в одном из недавних докладов исследовательского центра Европарламента приводились примеры поправок в статью 3-ю Закона о предотвращении коррупции, а также в законопроект № 6674, внесённый администрацией президента Порошенко, которые предполагают более строгий контроль за деятельностью НКО, полное раскрытие субподрядчиков, источников финансирования, предоставление отчётов о работе сотрудников НКО, а также раскрытие их в случае поздней подачи отчётности (чего раньше в украинской практике никогда не было).
В немалой степени слабые, а порой и вовсе отсутствующие результаты в деле борьбы с коррупцией официального Киева объясняются тотальной неподконтрольностью, произволом и нереформируемостью правоохранительных органов страны — начиная от прокуратуры и СБУ и заканчивая силовыми органами на местах, а также феноменом так называемых добровольческих батальонов, многие из которых являются фактически наёмными частными армиями, с помощью которых различные олигархические кланы отстаивают свои корпоративные бизнес-интересы.
Понятно, что, какие ни внедряй продвинутые системы электронного правительства, нахождение и функционирование в стране больших масс вооружённых людей с крайне специфической идеологией борьбе с коррупцией никак не способствует.
Неудивительно, что в соответствующем докладе Конгрессу США аппарат директора Национальной разведки США отмечает, что развивающаяся на Украине ситуация может привести к серьёзным последствиям. В письменном докладе Конгрессу директор Нацразведки Соединённых Штатов Коутс заявил об опасениях, что это может изменить прозападную ориентацию страны под влиянием России.
— Народное недовольство темпом реформ и снижением уровня жизни, мнение об увеличении коррупции и политическая поляризация перед запланированными на 2019 год президентскими и парламентскими выборами могут вызвать досрочные выборы. Украина по-прежнему рискует внутренними волнениями, которые Россия может использовать, чтобы подорвать прозападную ориентацию Киева. Эти факторы угрожают “нарождающемуся восстановлению экономики Украины” и ведут к изменениям в её внешней политике, — заявил Коутс.
Неудивительно, что на фоне тотальной неэффективности и отсутствия прогресса в исполнении взятых на себя обязательств по соответствию европейским антикоррупционным нормам уже брюссельские бюрократы начали высказывать свои претензии к Киеву. Евросоюз приостанавливает финансирование программы по переоборудованию пунктов пропуска на границе с Украиной и отзывает выделенные на неё неизрасходованные средства. Следует напомнить, что проект ЕС по реконструкции четырёх украинских КПП, а также по строительству двух пропускных пунктов на границе с Румынией был запущен в 2014 году. Предполагалось, что это позволит усовершенствовать таможенные процедуры и сократить время прохождения украинской границы.
Если проанализировать финансирование европейскими и американскими кураторами Киева разного рода проектов на территории Незалежной, то становится понятно, что Украина превратилась в своего рода “финансовую трубу” для ответственных за международные программы развития должностных лиц, которым выгодно максимально долгое нахождение той или иной подопечной страны в статусе проблемной территории. Как показывает опыт, к примеру, Гаити, Палестинской национальной администрации или многочисленных африканских стран, порой многомиллиардные вливания по линии международных институтов развития попросту не доходят до страны, оседая на счетах аффилированных международных НКО.
Соединённые Штаты практически в открытую выделяют средства на различного рода программы поддержки Украины фирмам, тесно сотрудничающим долгие годы с американским правительством. Деньги по условно “украинской проблематике”, скорее всего, даже не покинут счета в США.
Всё это перманентное финансирование “борьбы с коррупцией” происходит на фоне стремительного падения Украины в международных рейтингах коррумпированности стран. Так, по итогам за 2017 год Украина стала самой коррумпированной страной Европы. В рейтинге восприятия коррупции от Transparency International Киев занял 130-е место. Незалежная получила 30 баллов из 100 возможных, улучшив свой результат по сравнению с 2016 годом всего на 1 балл. В итоге Украина оказалась в компании таких стран, как Гамбия, Иран, Мьянма и Сьерра-Леоне.
По материалам: “Life”