Как отмена вычета НДС ухудшила экономику крупных проектов
Чтобы устранить двойной платеж бюджетным получателям, государство перестало возмещать НДС с бюджетных вложений с 1 января 2018 года. Но в числе пострадавших оказались крупные инвестиционные проекты, в том числе автодороги и мосты
Изменения в Налоговом кодексе были ориентированы в основном на получателей господдержки в сельском хозяйстве и промышленности, но по факту они изменили и экономику крупных концессий. Много ли выиграл бюджет? По нашим расчетам, в случае с сельским хозяйством государству не придётся возмещать до 38 млрд рублей в год, а эффект от отмены вычета для концессий вдвое меньше— до 16–19 млрд рублей по заключённым 2016–2017 годах соглашениям. Причём эти выплаты растянуты на более долгий срок.
Отмена налогового вычета сильнее всего влияет на запущенные за последние несколько лет региональные транспортные проекты с высоким капитальным грантом – чаще всего автодорожные.
Получатели средств из региональных бюджетов находились в более выгодном положении с 2011 года — они могли возмещать НДС, в отличие от тех, кто получал деньги из федерального бюджета.
«Лазейки» для получателей бюджетных денег
До 2018 года получатели бюджетных денег могли возместить НДС, если деньги выделяли на увеличение уставного капитала компании. Так обычно использовали бюджетные инвестиции, а не субсидии. Налоговые органы и суды в подобной ситуации считали, что на дальнейшую покупку товаров и услуг компания тратит уже свои деньги.
Кроме того, если включение НДС в федеральные субсидии и бюджетные инвестиции прямо не оговаривалось, то суд в вопросе возмещения налога мог встать на сторону компании-налогоплательщика. Так, например, происходило, если в соглашении среди целей, на которые можно тратить полученные деньги, отсутствовала строка об уплате налогов.
В течение 2017 года государство последовательно отменило подобные возможности – фактически унифицировав способы выдачи федеральных и бюджетных субсидий. Сначала с 1 июля 2017 года запретили возмещать НДС с региональных субсидий, а с 1 января 2018 года подобное ограничение заработало и для бюджетных инвестиций любого уровня. Причем, с начала 2018 года перестало иметь значение, включен ли уже налог в получаемые средства и идет ли он на увеличение уставного капитала – НДС надо было возмещать в любом случае.
Какие проекты пострадали
По нашим расчетам, лидер по доле возможных потерь — проект по строительству автодороги «обход Хабаровска» (12,2% от стоимости проекта), за ним следуют мост через Чусовую в Перми (11,9%) и строительство Восточного выезда из Уфы (11%).
При заключении концессионного соглашения по строительству и эксплуатации «обхода Хабаровска» планировалось, что капитальный грант для этого концессионного проекта составит порядка 30 млрд рублей, где, как ожидалось, 11,2 млрд рублей на строительство обхода предоставит Хабаровский край, 18,8 млрд рублей — федеральный бюджет (но через концедента — регион). Поправки привели к тому, что хабаровская концессия, по нашим расчётам, может недосчитаться 4,6 млрд рублей.
С аналогичными проблемами может столкнуться новый мост в Новосибирске, строительство которого предусматривает капитальный грант в размере 26,2 млрд рублей. Экономика этого проекта после отмены налогового вычета может «просесть» на 4 млрд рублей (9,8%).
Чуть меньше изменения коснулись проектов с небольшими капгрантами. А проекты в социальной сфере или коммунальной отрасли вообще не затронуло изменение порядка возмещения, так как чаще всего выплаты от государства на этапе строительства там не заложены.
Много ли теряет рынок
Стала ли отмена возмещения НДС с бюджетных вложений угрозой для рынка? В целом, не стала: в этом году наиболее заметные последствия может почувствовать лишь проект «обход Хабаровска», который получает 5 млрд рублей капитального гранта и должен заплатить с них 760 млн рублей НДС. Но негативный эффект будет усиливаться по мере прихода бюджетных денег в проекты.
По нашей оценке, потери по запущенным в 2016-2017 годах концессиям могут составлять до 16-19 млрд рублей или порядка 8-9% от их общей стоимости. Если проект не страховал режим особых обстоятельств, то средства на покрытие потерь проекта придется искать концессионеру, а если страховал — концеденту, то есть региональным властям. Впрочем, дефолты вряд ли возможны: в наиболее сложных случаях, скорее всего, проекты поддержит федеральный центр.
Угроза для будущих инвестиций
Изменения коснулись и проектов «на столе» — концессий, готовящихся к подписанию или подписанных в 2018 году. Для них вступившие в силу поправки в Налоговый кодекс уже формально не были ухудшением налоговых обстоятельств. Это вызвало согласование новых финансовых условий и соответственно затянуло срок запуска проектов.
Удорожание заключенных в 2018 году и планирующихся к запуску в тот же период проектов могло составить 7–8%, или суммарно в пределах 8–10 млрд рублей (на срок строительства объектов). Дело в том, что накануне и в период выборов власти чаще склонны готовить и заключать концессии, не требующие от них высоких капитальных грантов — например, в социальной сфере и ЖКХ.
Законопроект, который может вернуть возмещение НДС с бюджетных субсидий для концессий, внесли в Госдуму в апреле. Сейчас он ждёт заключения от правительства. Если поправки примут в течение этого года, в силу они вступят лишь со следующего, но будут действовать для всех соглашений, заключенных в 2018-м. Более того, если законопроект примут в нынешнем виде — от ситуации выиграют федеральные концессии. Им разрешат возмещать НДС, хотя последние шесть лет этого не происходило.
Несмотря на то что удар по рынку государственно-частного партнерства и инвестиций в инфраструктуру оказался не слишком сильным, уверенность инвесторов в том, что правила игры для долгосрочных проектов не поменяются, снова пошатнулась. Репутационный урон, вероятно, в очередной раз усилит две основные проблемы рынка: удлинит сроки запуска проектов и заставит инвесторов быть еще осторожнее при выборе проектов.
Александра Галактионова
По материалам: “Forbes”