Разбор феномена показал: скоро у воров в законе появятся еще более опасные конкуренты
Мечты о любовном романе с представителями криминального мира по-прежнему актуальны среди россиянок. Личная жизнь вора в законе Гули (Надир Салифов), а также снимки его возлюбленной активно обсуждаются в Сети. Женщины следят за новостями о жизни криминальных авторитетов, а самые отчаянные переезжают поближе к колониям для знакомства с арестантами. Эксперты, опрошенные «URA.RU», объяснили корни влечения слабого пола к бандитам и предположили, кто придет им на смену в качестве новых отрицательных героев.
По мнению психиатра-криминалиста Михаила Виноградова, в большинстве случаев интерес женщин обусловлен тягой к опасности и романтике: они пытаются найти необычного человека, близкого им по духу. «Представьте, муж — рядовой инженер. Вся жизнь из дома на завод и обратно. По пути хлеба купит — вот и все интересы. А тут романтика! За любимым мужчиной погоня — он прячется, его преследуют. Само слово „бандит“ является притягательным для женщин. Они ощущают в нем защиту и свое превосходство над подругами», — рассуждает психиатр в беседе с «URA.RU».
Как пояснил эксперт, часть упомянутой аудитории вполне конкретна в своих намерениях: они хотят выйти замуж за действующего уголовника, считая, что смогут взять даже убийцу в ежовые рукавицы и перевоспитать. Для этого девушки используют разные пути: знакомятся с осужденными в соцсетях, переезжают к месту, где будущей возлюбленный отбывает наказание — там они и заключают брак. «Все это было и в СССР, но тогда эту тему старались не поднимать. Еще в те времена женщины специально ездили работать в места, где расположены колонии-поселения. Там личные контакты с заключенными упрощены. А вторая волна интереса пришлась на 90-е годы во время войн и междоусобиц между бизнесменами — некоторым женщинам нравились насилие и убийства», — отметил Виноградов.
Психолог Иван Карнаух уверен, что сохраняющийся интерес женщин к бандитам — отголосок «лихих 90-х». За время перехода страны на рыночные рельсы мужчины заметно «измельчали», и слабому полу все сложнее найти себе брутального спутника жизни при деньгах. «Найти умного и обязательно богатого — архисложно. При социализме искали типаж „как за каменной стеной“, но времена изменились. Сейчас женщинам хочется, чтобы мужик хоть чуть-чуть, но зарабатывал», — считает собеседник агентства.
Карнаух уверен, что образ бандитов укоренился в массовой культуре из-за отсутствия достойных персонажей-конкурентов. Кроме того, самые успешные представители криминального мира не стесняются сотрудничать с имиджмейкерами и PR-специалистами. Все отрицательные моменты из биографии грамотно стираются, а общественности предлагается «причесанный» образ харизматичного бизнесмена. «Некоторые бывшие бандиты даже снимают о себе и своих „коллегах“ полноценные документальные фильмы. Посмотрите, как они держатся в кадре — это же настоящие мачо. Этот образ грамотно продается женщинам, и они забывают о рекомендации психологов времен СССР: не выходить замуж за бывших заключенных. Люди выходят из тюрем со сломанной психикой», — пояснил психолог в разговоре с «URA.RU».
Кандидат психологических наук Леонид Радзиховский, напротив, уверен, что уголовная культура — вымирающий элемент, и в ближайшее время люди с пистолетами и в наколках перестанут нравиться не только женщинам, но и подрастающему поколению. «Сама профессия бандита давно вышла из моды и потеряла блеск. Сейчас она переживает серьезный кризис. Работники „ножа и топора“ с большой дороги теперь такой же отстой, как и любые другие представители физического труда. Это каменный век. Да и бесконечную пачкотню в виде „пиф-паф сериалов“ никто особо тоже не смотрит — их рейтинги падают», — пояснил свою мысль собеседник «URA.RU».
По словам Радзиховского, в ближайшем будущем главными отрицательными кумирами общества станут киберпреступники. Именно «интеллигентные ботаны», способные в два клика вскрыть любую систему, займут место накачанных бандитов, о которых по инерции продолжают снимать фильмы даже в Голливуде. «Фильмы про бандитов так же интересны, как кино про слесаря или мастера сталелитейного цеха. Завтра в этих цехах будут работать промышленные роботы, а в криминальном мире — математики-хакеры», — заключил эксперт.
Сергей Макеев
По материалам: “URA.RU”