Почему наше правительство разрешило китайцам добывать благородный металл в Сибири?
В этом регионе, как известно, представители Поднебесной уже давно валят лес. Кроме того, очень скоро в Китай полноводными реками хлынут наши нефть и газ. Китайские «фазенды» с русскими женами за Уралом уже чуть ли не норма…
Но попробуем, все же, разобраться, насколько стратегически для России выгодно отдавать неосвоенные богатства недр и лесов для разработки Китаю и какие проблемы это несет.
Да, Китай прагматичен — его интересует технологии и ресурсы. Технологии он пылесосом втягивает со всего мира и в основном из развитых стран, а вот ресурсы выкачивает из всех остальных. У России он все активнее берет и то, и другое. Технологии — в сфере атомной промышленности и ВПК. Больше нам дать им нечего, а вот ресурсы — тут уже интереснее.
Резкий поворот на Восток? Или легкий крен?
В прошлом году впервые лидером среди стран-инвесторов стал Китай. Это произошло не от хорошей жизни — наш азиатский сосед заняли место Германии и США, которые постепенно сворачивают экономическое сотрудничество с Россией. Потери российской экономики от этого значительны — общий торговый оборот России упал с 800 млрд в 2014 году, до 584 в 2017.
Понятно, что это надо как-то компенсировать и тут мы серьезно рассчитываем на Китай. За 10 лет объем торговли между Россией и Китаем вырос почти втрое, но занимает пока менее 3% китайского рынка. Российско-китайский товарооборот за 2017 составил $84,9 млрд, увеличившись ровно на треть. Наше правительство настроено оптимистично и надеется, что к 2020 году оборот имеет все шансы достичь 200 млрд. долл. Фактически это пока еще не полноценный экономический разворот, но ощутимый крен России на Восток уже состоялся.
Отрицательный баланс
Развитие торговых отношений — это важно. Но посмотрим подробнее что сейчас нам дает это сотрудничество. Две трети доходов приносит нефть и газ, а 12 процентов приходится на лес и бумагу. Проще говоря, на 80 процентов экспорта в Китай это энергоносители и лес. Природные ресурсы обмениваются на низкокачественные мобильные телефоны и
потребительские товары. Кстати, баланс торговли с Китаем у нас отрицательный — на продаже ресурсов мы заработали $38.7 млрд, а потратили — $46.1 млрд. Подобный дисбаланс несет большие экономические, социальные и экологические риски для России. И стоит ли эта игра свеч, тем более, что геополитическая цена такой вот вынужденной дружбы «братьев навек» может стать в будущем очень высокой, а то и непомерной…
Бабки рубят, щепки летят
Самый больной вопрос — это, как ни странно, лесной. В последнее время по Сибири и Дальнему востоку прокатилась целая волна петиций и протестов против варварской вырубки российских лесов. География — практически весь Дальний Восток и Сибирь.
Можно себя успокаивать, что мол лес — не нефть, сам вырастет. Все-таки, это довольно быстро возобновляемый ресурс. Не вырастет. Уже сейчас деревообрабатывающие предприятия испытывают недостаток сырья, потому что среднее плечо доставки достигло 250 километров. Такими темпами леса, которого у нас кажется завались, хватит на 10–15 лет.
Тенденции катастрофические. Зато экспорт растет рекордными темпами и это при том, что объем нелегального рынка никто адекватно оценить не может. Эксперты осторожно высказывают предположение, что он составляет 10–20%, а Рослесхоз оценивает его в 1 млн кубометров.
Верится с трудом. И вот почему. По официальным данным объем экспорта в Китай находится на уровне 12 млн кубометров. Но только в одном Красноярском крае в 2017 году объем лесозаготовок составил 23,1 млн кубометров. Прогноз на 2018 год — 25 млн кубометров. То есть красноярские лесопромышленники с лихвой закрывают весь легальный экспорт. Молодцы!
За прошлый год на лесе Россия заработала около 3,6 млрд долларов, но в ходе ударного лесоповала, похоже, наломала дров. По словам экс-главы Минприроды Сергея Донского, за один только 2016 год ущерб, причиненный незаконными вырубками, превысил 11 млрд руб. По итогам трехлетнего периода совокупные убытки от несанкционированной вырубки достигли 30,8 млрд руб. За пять лет объем незаконной вырубки леса увеличился на 70%.
Нарубили — прослезились…
Но может быть, у нас идет мощная работа по восстановлению лесов? Наверное, Россия как Китай высаживают по 7 млн га саженцев? В отчетах по лесосохранению все прекрасно. Планы перевыполняются, лес «колосится» зеленой волной…
В Томской области, например, отчеты пестрят цифрами в 162%, 163%. Но если верить тому же экс-министру Дмитрию Донскому, то только в 2016 году план по лесосохранению России был выполнен на 31%. Кстати, как обосновывается этот план и насколько он близок реальности тоже большой вопрос.
Вообще статистика в лесной сфере удивительна. Достоверной и проверяемой нет слова совсем. Похоже, что лесной бизнес может хранить свои секреты так, что нашим военным стоит брать с них пример. Но кое-какие противоречия бросаются сразу в глаза.
Эксперты говорят, что далеко не во всем виноваты китайцы. Правда заключается в том, что это мы своими руками вырубаем лес. Обычный капитализм. Мы продаем, они покупают.
— Мы оценивали фактический экспорт в Поднебесную ценных пород деревьев, таких как дуб, кедр, ясень по данным таможни, — рассказал МН директор Амурского филиала WWF Петр Осипов. — Выяснилось, что их вывозится от двух до восьми раз больше, чем это разрешено законом. И это все официально.
Что будем делать?
Итак, кто выиграет в масштабном российско-китайском «золотом» гамбите, где на кону и «черное золото», и золотой лесной фонд страны? Продавцы и покупатели российского золота, нефти, газа и леса — явно не прогадают, как физлица. Но вот страна…
Зря, что ли так суетятся наши крупные коррупционеры? Лесной кодекс, принятый в 2006 году, нещадно правили — 39 поправок. Последнее достижение реформаторов — закон о лесной амнистии, который дает простор для вывода лесных угодий из госсобственности. Уже раздаются робкие голоса, что его иначе как крупнейшей земельной аферой 21 века и не назовешь. Результат этой бурной деятельности — обмеления рек и гордости России озера Байкал, а также жуткие лесные пожары, сгоревшие деревни, погибшие люди.
Еще один неутешительный вывод — мы не умеем зарабатывать на природных богатствах. Главным выгодополучателем может быть кто угодно — Китай, Япония, Германия или Финляндия, — главные покупатели нашего леса, но не мы сами.
Самое любопытное, что выгоднее его не рубить, а выращивать. Это можно увидеть на примере Финляндии, которая с удовольствием покупает наш лес, а свой приумножает. Да и Китай уже лет десять как запретил вырубку. Они в свое время перестарались и реализуют гигантскую программу по их восстановлению. В их планах озеленить четверть своей территории. В том числе и за наш счет. Так что, Поднебесная не прогадает, а возможно, за счет россиян и озолотится.
По данным организации экологов «Глобальная лесная охрана», с 2000 по 2013 годы Россия потеряла 36.5 млн. гектар леса, а к 2017 году эта цифра достигла значения 49.5 млн. га. Выросло же с 2000 по 2017 годы всего 16 млн. гектар. Чистый убыток — 33 млн. га.
Вячеслав Степовой
“Новый вторник”