Почему глава Татарстана хочет вернуть пиво на стадионы
Инициатива главы Татарстана Рустама Минниханова о продлении продажи пива на стадионах в целях “заботы о наших братьях-православных” вызвала в РПЦ вполне обоснованное недоумение.
— А почему только православных? Пиво пить из народов России только мусульманским возбраняется. Или это нехороший намёк на пристрастие к пиву только православных? — удивляется представитель Всемирного русского народного собора Роман Силантьев.
— Зачем выступать якобы в интересах православных, с ними не посоветовавшись? Православная община и не заметит запрета или разрешения пива на стадионах, — удивляется Силантьев.
Действительно, православное духовенство и общественные организации давно ведут борьбу с “зелёным змием”, а уж просьб к руководству Татарстана или иных регионов по поводу расширения продажи пива и других спиртных напитков точно не адресовали.
Доходный футбол
Суть инициативы главы Татарстана, судя по всему, далека от нужд православных, которых в данном случае упомянули в противовес татарам-мусульманам. И причина может быть достаточно прозаична — на 25 июля в индустриальном парке “Чистополь” был намечен запуск новенького пивзавода “Белый кремль”, строительство которого обошлось АО “Татспиртпром” в 2,8 млрд руб.
“Татспирпром” был создан в 1997 году руководством Татарстана как унитарное государственное предприятие. В 2003 году был преобразован в акционерное общество, 100% уставного капитала которого находилось в собственности Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, а в 2013 году перешли в собственность АО “Связьинвестнефтехим”, единственным акционером которого также является Республика Татарстан, права и обязанности которой от лица правительства осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений.
По официальной информации, “Белый кремль” будет выпускать по немецкой технологии (на первую варку в мае приехал даже принц Баварский) 150 млн литров пива в год. Разумеется, ему нужен широкий рынок сбыта, который неплохо бы расширить за счёт административного ресурса… и здесь стадион “Казань-арена”, также находящийся в собственности Республики Татарстан, выглядит очень перспективным местом для продаж! Достаточно лишь вернуть пиво на стадионы и подписать договор о монопольной продаже пива чистопольского завода на крупнейшем стадионе республики…
Кстати, и у самой “Казань-арены” дела обстоят не так чтобы уж очень хорошо. Построен стадион был к Универсиаде-2013 в Казани и, как сообщил 27 мая 2014 года министр спорта Виталий Мутко, по итогу “стоил 14,4 млрд руб. в ценах 2013 года” (при изначально заявленной казанскими стройкомпаниями стоимости строительства в 6 млрд), целиком поступивших из федерального бюджета.
Строили, разумеется, с размахом. Тем более подход в Казани к таким объектам своеобразный. “В Республике Татарстан должно быть всё самое лучшее, самое мощное, самое высокое, большое, крутое. И тогда оно получит поддержку”, — так 17 мая 2017 года описал казанскому изданию “Бизнес онлайн” концепцию строительства парка развлечений у стадиона директор компании, привлечённой руководством ОАО “Казань-арена” для реализации этого проекта.
Но содержать оказавшийся в твоей собственности огромный стадион с самым огромным HD-экраном в Европе на внешней части (3,7 тыс. кв. м), довольно затратно. Об этом, правда, в казанском белокаменном кремле сначала не думали: на дворе был 2013 год, стабильный высокий курс рубля, деньги из-за рубежа (особенно из Турции) в республику шли рекой.
Только этим можно объяснить ситуацию, когда на проведённый сразу же после окончания Универсиады аукцион по управлению “Казань-ареной” была допущена одна-единственная компания — ОАО “Казань-арена”, единственным собственником было Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (оно же — собственник стадиона и организатор торгов).
Без пива никуда
Об эффективности управления огромным новым стадионом, вмещающим 45 тыс. зрителей и имеющим огромный медиафасад, говорят хотя бы цифры, представляемые ОАО “Казань-арена”: в 2013 году компания заработала всего 88 тыс. руб., в 2014 году — 550 тыс. Хотя изначально гендиректор ОАО “Казань-арена” Радик Миннахметов обещал “делать” в год 6 млн долл. только за счёт проведения футбольных матчей, 2–3 млн долл. за счёт рекламы и столько же за счёт сдачи в аренду помещений.
— У “Казань-арены” сейчас несколько крупных арендаторов — рестораны Palladium и Shapphire Lounge, рассчитанные в общей сложности на 500 персон, а также Ruby Bar на 120 персон. Кроме того, стадион предлагает услуги конференц-зала на 150 человек и сдаёт 70 скайбоксов — VIP-лож с видом на футбольное поле. Очевидно, что 550 000 рублей, заработанных за год, а впоследствии потраченных, — это и есть доходы от сдачи площадей в аренду, говорит собеседник KazanFirst, близкий к аудитору ОАО “Казань-арена”, — сообщало 31 марта 2015 года издание kazanfirst.ru. — Что касается рекламы на медиафасаде, её в этом году, как и в прошлом, было немного — в основном на экране размещается информация от самой компании Rasvero и арендаторов стадиона, того же Ruby Bar, рассказывает собеседник.
Решение проблемы искали-искали и нашли. Нет, им оказалась не смена компании-арендатора компании или её молодого “эффективного управленца”, а оборудование офисных помещений класса А на стилобатных помещениях стадиона для последующей сдачи в аренду, для чего, как заявил Миннахметов, понадобится “всего-то” 300 млн руб.
Очевидно, что у огромного “навороченного” стадиона существуют заметные проблемы с окупаемостью. Казань — город куда менее богатый, чем Москва. Да, здесь есть прослойка сверхбогачей, которые строят для себя дома “космического” дизайна и запредельной пафосности, но в целом горожане весьма небогаты и могут выложить за билет на матч местного “Рубина”, арендующего “Казань-арену”, максимум несколько сотен рублей. Просто, как в фильме “Кин-дза-дза”, местное “правительство живёт на другой планете”.
Вернувшись в какой-то момент на грешную землю, где в республике лопаются один за другим системообразующие банки, а халяльные миллиарды из арабских стран всё никак не придут, власти Татарстана решили махнуть рукой на тщательно культивируемый ими ранее облик Казани как исламского города (пиво здесь можно было найти в магазинах в центре города с огромным трудом) и получать доходы от совсем нехаляльного напитка. Тем более если это позволит как-то держать на плаву ставший визитной карточкой республики стадион, ранее построенный за огромные деньги федеральным центром.
По материалам: “Life”