На вопросы политического обозревателя «НВ» отвечает председатель политической партии «Яблоко» Эмилия Слабунова
С тех пор, как «Яблоко» выкатили из Госдумы, оно, по всем расчетам властей, должно было превратиться в сухофрукт. Удивительно, но этого не случилось. Более того, в нашей стране только «Яблоко» и можно назвать настоящей партией, потому что она единственная, выпадающая из сложившейся российской партийной системы.
Только в этой партии по предложению ее лидера Григория Явлинского срок пребывания на посту председателя был ограничен двумя сроками по 4 года. Только во главе этой партии встала женщина, да еще из провинции. Только в этой партии не боятся спорить, в чем лишний раз убедилась политобозреватель «НВ» Ольга Китова в ходе беседы с ее председателем Эмилией Слабуновой.
— Эмилия Эдгардовна, муниципальный фильтр окончательно превратил наши выборы в имитацию. Мало того, что в выборах не могут принять участие те, кто хочет. Какие-то неизвестные люди решают за меня, за кого разрешить мне голосовать. Это унизительно! Нас, избирателей, держат за недоумков. Ясно, почему молчат т.н. партии системной оппозиции. Но почему молчит «Яблоко»? Почему не борется за отмену фильтра?
— Мы-то как раз боремся! Год назад я вносила проект закона об отмене муниципального фильтра, причем в компромиссном варианте, мягком. И все равно в Госдуме его зарубили на корню. В Центризбирком мы вносили пакет предложений по изменению выборной практики — и там тоже не хотят обсуждать эту проблему. Недавно прошло закрытое совещание в администрации президента — я вновь говорила о необходимости убрать фильтр, отказаться от тактики снятия с выборов неугодных кому-то кандидатов.
Ведь это только усиливает недоверие граждан к итогам выборов, ведет к росту недовольства и накаляет ситуацию в обществе — и без того разогретую. Не говоря уже о самом главном — значительную часть людей лишают данного каждому из нас Конституцией права быть активным участником избирательного процесса, а электорат лишают настоящего выбора.
— Зато как властям-то удобно! Проще говоря, у нас отнимают право быть избранными и избирать.
— Точнее сказать, сильно ограничивают. Впрочем, это уже нюансы, а в принципе, можно с Вами согласиться.
Остается добавить, что также сильно ограничивают и те партии, которые имеют принципиальные разногласия с властями. Потому и не знают избиратели, например, о борьбе «Яблока» против муниципального фильтра, что наша деятельность попросту замалчивается.
— Вернемся к нашим баранам. Что за странная тенденция — партии выдвигают беспартийных для участия в выборах? В своих рядах не можете найти достойных? Исключения допустимы, это понятно. Но ведь дошло уже до абсурда — от коммунистов на президентские выборы пошел беспартийный капиталист!
— За все партии говорить не могу, я скажу за «Яблоко». Да, мы предоставляем возможность беспартийным участвовать в разных выборах от нашей партии.
Мы стараемся тем самым увеличить число людей, которые принимают участие в политической жизни, вовлечь их в активную деятельность. Да и реальности наши таковы, что во многих регионах принять участие в выборах без нашей поддержки эти люди просто никогда не смогли бы. Партии, полностью зависимые от власти, не смеют выдвигать популярных уважаемых людей, которые самостоятельны в мыслях и делах. Их отсекают в самом начале, не допуская даже до регистрации.
И еще важный момент: тем самым мы расширяем и базу потенциальных избирателей, призываем людей приходить и голосовать.
— Если честно, именно тот факт, что за кандидатом стоит ваша партия, уже почти гарантия — к выборам его не допустят, не гнушаясь ничем!
Смотрите, «Яблоко» на этих выборах просто съели и не подавились — ни один из ваших пяти кандидатов не был даже зарегистрирован на губернаторских выборах. Их остановили на самых дальних подступах, чтоб ничем не омрачили победу нужных власти людей.
— Можно этим и погордиться, но не стоит. Ясно одно: значит, партия на верном пути, и надо продолжать идти вперед, несмотря ни на что. И объединять усилия всех демократических сил в борьбе за преобразования в обществе, и самое главное — за честные выборы.
Ведь не пропускают никого, кто хотя бы чуть нелоялен к власти, может критически высказаться в ее адрес, не согласен с какими-то ее действиями и сможет пусть даже в короткий период предвыборной кампании донести до избирателей правду о реальном положении дел в стране, регионе, городе… То есть, сделать главное: заставить людей задуматься!
— Потому явка, а точнее неявка избирателей становится едва ли не главным показателем на наших выборах. Как ни странно, но не имеет значения, за кого они будут голосовать, в списках все равно «случайных людей» не осталось. Лишь бы пришли, придали легитимность выбору властей. Ваша позиция: идти или не идти?
— Призывать к неучастию в выборах? Нет, это не про «Яблоко». Идти на выборы надо!
Это едва ли не единственная возможность для избирателя высказать свое мнение. Графу «против всех» в бюллетенях власти предусмотрительно давно уже убрали. Но есть ведь возможность не проголосовать за заботливо подсунутых вам персон, например, вычеркнуть их и вписать своего кандидата.
— Кого могут вписать, например, на выборах мэра москвичи, которые являются вашими сторонниками? «Яблоко» провело серьезную кампанию по отбору кандидата: прошли открытые дебаты, в них приняли участие все желающие, были выбраны два десятка человек, допущенные до праймериз, выявлены лидеры. Борьба шла открытая и до последнего! Во второй тур вышли Сергей Митрохин и Яков Якубович, который и победил. Я сама была одним из выборщиков, все на моих глазах происходило.
А затем Якубович… отказывается от участия в выборах. Ну, и как это прикажете понимать? Он поставил крест на своей политической карьере, обманул голосовавших за него, подвел партию…
— Он принял это решение под давлением столичных чиновников, которые усмотрели в нем потенциального нарушителя спокойствия на выборах. Был вынужден.
— А разве он заранее не понимал, на что идет? Д и чем таким могли ему грозить — тюрьмой? расстрелом? Выходит, он или трус, или продался? В любом случае, какая печальная история…
— Я не буду клеить ярлыки и, тем более, выносить приговор. Уж лучше честно отказаться и выйти из игры. И еще важный нюанс: Яков Якубович — глава столичного муниципального округа Тверской…
Вы будете винить спортсмена, который на самом старте упал так неудачно, что не смог встать и бежать? А то, чему мы стали свидетелями, и есть та самая настоящая — пусть неравная — политическая борьба, об отсутствии которой все говорят. А когда она случается, многим и в голову не приходит: да вот же на наших глазах и идет та самая борьба!
— Но это нанесло сильный удар по репутации партии и обострило внутрипартийные разборки!
— Кто-то назовет это историей, кто-то — скандалом или разборками. А на самом деле, это как раз и есть нормальная жизнь, нормальный политический процесс, каким он должен быть. Разумеется, если это партия, и живая.
В других партиях все решается в узком кругу, за закрытыми дверями. И люди уже отвыкли — или еще не успели привыкнуть! — к тому, что ничего не меняется только в мертвом организме. Потому любые споры, дискуссии, да еще которые не прячут под ковер, так удивляют. А уж когда тебе еще внушают, что это «разборки»…
— Ладно, пусть это будет партийная жизнь. И то, что последовало после отказа Якубовича, когда на участие в выборах стал претендовать Сергей Митрохин, а руководство партии рекомендовало Елену Русакову, четвертую на праймериз, — это тоже политическая борьба, только уже внутрипартийная?
— Да, она самая. Мы — альтернатива действующей власти. А значит, не можем и не должны быть похожими на партии власти, которые являются на самом деле всего лишь декоративным придатком ее. Где все решается чиновниками, нет идеологии, нет борьбы мнений… Точнее, нет вообще никаких мнений. Какая уж там борьба, так, имитация партийной деятельности.
— Согласна: ни на какие перемены никакая парламентская партия у нас не способна. Их верхушки доживают в сытости отпущенный им ЦИКом срок. Да и какие это партии… Это, скорей, парт-проекты, бизнес-проекты или вовсе семейное дело.
«Справедливую Россию» наспех собрали как «вторую ногу», уйди завтра Владимир Жириновский на давно заслуженный отдых, все-таки человек разменял восьмой десяток, и послезавтра ЛДПР кончится…
— Значит, у нас ни в коем случае не должно быть ничего, как у них. У нас — все по-настоящему. Да, пример праймериз, которые мы провели для всех, кто хотел принять участие в выборах мэра Москвы, — самый яркий пример. Это был настоящий конкурс, настоящая борьба идей, сошлись в борьбе и люди.
Я назову бурными переменами то, что сейчас происходит в нашей партии. Точнее, бурными процессами, которые должны привести к переменам.
— Которые то ли наложились на столкновение личностей, то ли стали следствием этого?
— В том числе. Наша московская организация переживает сложный период своего развития. Хотя нет, — существования, развития не было. И прежде всего — это беда Сергея Митрохина, который возглавляет ее 14 лет. Он честный человек, всеми силами отстаивает интересы москвичей, всеми способами защищает их. Он не раз показывал свое личное мужество. Но он остался «одиночкой», он активно работал вместе с частью организации, а значит, другая часть выпала из деятельности, из партийной жизни.
И приход в партию большой группы уже самоорганизовавшихся москвичей со своими собственными представлениями обо всем на свете Сергей не принял. А надо было Сергею делом доказывать новичкам, что его планы интересней и значимей. Надо было работать с людьми. А у него реакция защитная — обороняться, не принимать…
Специально созданная рабочая группа из ветеранов партии познакомилась с новыми членами, они им понравились. У них нет никакого политического опыта, но за этим они и пришли в нашу партию. В нашу, не в другую какую-то! И несмотря на свою молодость — это не зеленые юнцы, которые еще сами толком не знают, чего хотят. Это уже состоявшиеся люди — с хорошим образованием, с профессией.
Это и есть самая настоящая внутрипартийная жизнь!
— А обращение Сергея Митрохина в суд за отказ руководства партии утвердить его кандидатом на выборы мэра — это тоже нормальная партийная жизнь? Возможно, его-то как раз и зарегистрировали бы. Вопрос, не стал бы он всего лишь еще одним удобным спарринг-партнером для Сергея Собянина?
— Вот и ответ на вопрос. Следует вспомнить, что на прошлых выборах мэра, в 2013 году, Сергей представлял партию и набрал три с половиной процента голосов. И нынче Собянин хотел участия «Яблока», пусть все будет прилично, но чтоб его представлял Митрохин. Но играть в поддавки с властью — это не для «Яблока».
Что же касается иска в суд… Ну, сдали у человека нервы.
— Члену партии жаловаться на партию да в наш суд?! И суд будет решать, что партии делать…
— Не прошло и недели, и Митрохин отозвал иск. Да, многие говорили, что он нанес этим своим поступком ущерб партии. Но давайте посмотрим на это и с другой стороны: «яблочники» не боятся отстаивать свое мнение! И повторю, все мы — люди, все ошибаемся.
— Осенью предстоят выборы в московском отделении партии. Сергей Митрохин уже заранее отказался в них участвовать.
— По решению конференции в ноябре пройдет общее собрание, которое и изберет руководителя. Сейчас объявлена сверка членов организации.
Ольга Китова
“Новый вторник”