Космический туризм

Дорогостоящая услуга или честный отъем денег

Не так давно в СМИ появились сообщения о том, что японский миллиардер Юсаку Маэдзава может стать первым в мире космическим туристом, который совершит полет вокруг Луны. Насколько это вероятно, сколько миллионов долларов он заплатит за этот полет и что ждет этого туриста в космосе?

Космос враждебный и привлекательный

«Челленджер», гибель которого унесла жизни семи членов экипажа. 1986 год © ASSOCIATED PRESS / ТАСС

Космос всегда был и остается наиболее привлекательной и в то же время самой враждебной средой для человека. Наверное, выражение «Сквозь тернии — к звездам» наиболее полно характеризует покорение космического пространства, связанное не только с великими победами, но и величайшими трагедиями. Стоит только вспомнить гибель в 1967 году трех американских астронавтов во время пожара на космическом корабле «Аполлон».

Не менее трагичной была и смерть и трех советских космонавтов в 1971 году во время спуска с орбиты из-за разгерметизации спускаемого аппарата.

В 1986-м произошла первая катастрофа с американским шаттлом «Челленджер», на борту которого находились семь астронавтов. Гибель второго челнока «Колумбия» также потрясла все человечество несколько лет назад и стала последним доводом в ходе принятия решения о сворачивании программы полетов шаттлов.

Все эти катастрофы произошли, несмотря на мыслимые и немыслимые меры по обеспечению безопасности полетов и совершенствование спасательных средств. В связи с этим возникает вопрос: смогут ли конструкторы современных «туристических» кораблей обеспечить хотя бы такую же безопасность, как на серийных космических кораблях и ракетах?

Ответ на этот вопрос очевиден и однозначен: нет. Ни сегодня, ни завтра они этого не сделают по целому ряду технических и экономических причин.

Мало иметь деньги

Деннис Тито © nasa. gov

Для того чтобы полететь в космос, надо иметь деньги, и немалые. Первым космическим туристом, побывавшим на борту МКС, стал американец итальянского происхождения Деннис Тито, совершивший недельный полет в 2001 году и заплативший за это 20 миллионов долларов. Следующие космические туристы платили примерно такую же сумму.

Но для полета также необходимо обладать крепким здоровьем, пройти медкомиссию, провести тренировки по пусть неполной, но шестимесячной космической программе в Звездном Городке. Также надо отлить персональный ложемент для космического кресла и сшить индивидуальный скафандр в НПП «Звезда».

Кроме того, если космическим туристом окажется женщина, то это потребует модифицирования космического корабля в области некоторых систем жизнеобеспечения, которые в основном касаются установки специального оборудования в туалете.

Однако все это не дает гарантии того, что претендент все-таки слетает в космос. Малейшее отклонение от медицинских норм, возникшее заболевание или травма — и он будет отстранен от полета (такое произошло с японским туристом). И тогда, если он не имел страховки, плакали его миллионы долларов. Их не возвращают.

Во время перегрузки в центрифуге © youtube.com

При взлете на ракете космонавт испытывает колоссальные перегрузки (более 4G). А это значит, что среднестатистический турист, весящий, предположим, 100 кг, станет весить в четыре раза больше — 400 кг.

Кроме того, перегрузки при взлете возрастают во много раз, если с ракетой что-то случилось и сработала система аварийного спасения. При разделении ступеней ракеты даже у бывалых космонавтов резко повышается пульс и давление. Любой, даже самый хладнокровный человек начнет испытывать невольное волнение, почувствовав вибрацию, визг и скрежет рвущегося металла при отходе одной ракетной ступени от другой.

Коварная невесомость

Космонавты на борту Международной космической станции © nasa. gov

Однако самый страшный враг туриста, если он все-таки окажется в космосе, не перегрузки, а невесомость. Вот как описывал свои совсем не героические ощущения при полете на станцию «Мир» Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель Игорь Волк:

При выходе на околоземную орбиту космического корабля, когда возникла невесомость, я почувствовал, что кто-то подвесил меня за ноги вниз головой. Сразу же захотелось принять нормальное положение, хотя я в нем и находился. Кроме того, малейшее движение приводило к тому, что я начинал вращаться, как волчок. К горлу постоянно подкатывала тошнота. На станции я долго не мог понять, где пол, а где потолок. Долго привыкал, но потом привык. Сильное чувство я испытал уже при посадке космического корабля. Он какое-то время летел через атмосферу в сплошном огне. Я ощущал себя как в жерле вулкана. Когда раскрылся парашют, спускаемый аппарат мотало из стороны в сторону, так что спуск напоминал штопор на самолете-истребителе. Приземление было еще то. Наверное, тот человек, который назвал эту посадку мягкой, обладал большим чувством юмора. Удар был довольно приличным. Кроме того, шар спускаемого аппарата перевернулся и меня придавило грузовым контейнером. В общем, я еле вылез.

Это воспоминания профессионала. А что говорить о простых туристах. Первое время их всех без исключения тошнило, их мучили боли в голове, они теряли ориентацию в пространстве.

И это не преувеличение. Весь мир в свое время с изумлением наблюдал приземление Денниса Тито, который так плохо перенес космическое путешествие, что его едва живого вынесли на руках. Он еле-еле произнес пару слов, и его быстро утащили в палатку. Потом был самолет и госпиталь, где американец долго приходил в себя.

Более легко перенес испытание невесомостью второй коммерческий турист — южноафриканец Марк Шаттлуорт. Но он был гораздо моложе Тито, здоровее и упорно тренировался не один год.

Все прелести полета

Анатолий Левченко © Роскосмос

Не стоит забывать и о проникающей радиации во время пребывания в космосе, которая также оказывает негативное влияние на здоровье человека. Печальным примером может стать судьба летчика-испытателя, космонавта Анатолия Левченко, здорового мужчины, который умер после полета в космос от рака. И есть предположение, что его болезнь спровоцировала радиация. Поэтому тезис о том, что космос может стать Меккой для тысяч туристов, несостоятелен, во всяком случае сегодня. По этой же причине бредовой кажется затея с размещением в космосе туристических отелей.

Если на них не будет обеспечено искусственное тяготение, а пока это хотя и достижимо, но невозможно из-за огромных денежных затрат и технических трудностей, то в ближайшие 50 лет такие отели на орбите не появятся.

Да и что будут делать в этих космогостиницах искушенные земными радостями туристы? Смотреть на мельтешение земной поверхности, которая проносится под ними с огромной скоростью? Пить виски и есть икру? Но в невесомости делать это очень трудно, как и заниматься сексом.

Все это свидетельствует о том, что космический туризм с большой степенью вероятности обречен на вымирание уже сегодня.

Может быть, и появятся на орбите когда-нибудь космические отели, но, скорее всего, предназначены они будут для больных людей. Бытует мнение, что некоторые болезни очень хорошо лечатся в невесомости. Остается одна проблема: как этих больных людей безопасно доставить в космос, а потом вернуть назад?

Теперь несколько слов о космическом туристе Юсаку Маэдзаве, который планирует в 2023 году отправиться в полет вокруг Луны. Но не один, а в компании из шести-восьми художников, писателей, дизайнеров, музыканта и архитектора, которые, как он считает, после того как увидят Луну вблизи, обязательно создадут шедевры каждый в своей области. Напомним, что такой полет вокруг спутника Земли обойдется Маэдзаве примерно в 1 млрд долларов. Готов ли он будет заплатить за это такие деньги, пока не известно.

Впрочем, есть вероятность того, что эта авантюра не состоится, по крайней мере в обозначенное время. Представитель компании SpaceX Джеймс Глисон сообщил, что лунная миссия переносится на неопределенный срок.

Валерий Агеев

По материалам: “Ридус”

Ранее

Как «пилили» Большие Клыки

Далее

Тюменские предприниматели судятся за господдержку

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru