Откровения старейшего разведчика Ботяна
В России есть только один разведчик, который старше самой Службы внешней разведки, — Алексей Ботян. Иностранный отдел ВЧК (прародитель нынешней СВР) был создан 20 декабря 1920 года. А прототип майора Вихря (главного героя романа Юлиана Семенова) еще в феврале этого года отпраздновал… 101 год.
Как и чем живет Алексей Ботян сейчас? Что думает про нынешнюю разведку и политическую ситуацию?
В канун Дня работника органов безопасности Российской Федерации «МК» побывал дома у легендарного диверсанта, спасшего Краков.
С Алексеем Николаевичем Ботяном мы хорошо и давно знакомы. Предыдущая наша встреча была в прошлом году, когда он отмечал свое 100-летие (только вдумайтесь — он ровесник Февральской революции 1917 года!).
Надо отдать должное, Алексей Николаевич за год ничуть не изменился. Может, даже и помолодел. Время не властно над нашим героем. Ботян все так же бодр, весел, излучает доброту. И с каждым годом только усовершенствует свой природный дар обаяния и убеждения. Секрет долгожительства объясняет тем, что никогда не унывал, не курил, а если выпивал, то только белорусский самогон (по чуть-чуть).
А ведь дорога его не была безоблачной. В 1953 году многие руководители разведки были обвинены в заговоре и репрессированы, самого Ботяна отозвали из заграничной командировки и уволили. Он не сдался — устроился работать администратором в ресторан «Прага». «Золотая Звезда» Героя России нашла его лишь в 2007 году, спустя много лет, за подвиг, совершенный еще в Великую Отечественную войну.
— Сложные были годы, — вздыхает Ботян. — До сих пор остается загадкой, как тогда удалось остаться в живых. И мины взрывались под ногами, и пуля разрезала кожу на виске, и предатели не миновали.
Алексей Николаевич в шутку объясняет свою солдатскую удачу взрывным характером и молниеносной реакцией. К слову, и по сей день она у него феноменальная, впрочем, как и память. До сих пор хорошо играет в шахматы и очень любит эту игру.
Непринужденный характер беседы, обстоятельный интерес к мельчайшим деталям, к подробностям затрагиваемых тем, пытливый и восприимчивый ум моего собеседника невольно обезоруживает, заставляет собраться.
— Алексей Николаевич, вы ведь старше разведки, в которой прослужили не один десяток лет, на целых три года.
— Да, в органы безопасности я пришел в 1941 году. В то время разведкой руководил молодой Павел Фитин. Не зря в Москве ему недавно разведка установила памятник. По окончании разведшколы НКВД я был зачислен в 4-е управление, которое организовал и возглавил мой учитель Павел Анатольевич Судоплатов. Вместе с моими товарищами-коллегами участвовали в боевых операциях на территории Украины, Белоруссии, Польши, Чехословакии. Я своими глазами видел ужасы бандеровщины. Это были годы тягчайших испытаний. Несмотря на то, что за несколько лет до начала войны многие сотрудники разведки подверглись необоснованным репрессиям, во время Великой Отечественной разведка смогла возродиться, вышла на боевые рубежи. Удалось раскрыть планы гитлеровской Германии в войне, выяснить намерения США и Англии по послевоенному переустройству мира, добыть секреты ядерного оружия.
— Скучаете ли вы по службе в разведке?
— Нет, не скучаю. Но часто и с теплотой вспоминаю те времена. Мне вообще некогда скучать. Я путешествую по разным уголкам нашей страны, бываю в Беларуси. В этом году побывал в Карелии, Сочи.
— И что вам там понравилось?
— Абсолютно все! Отлично отдохнул! Всегда в таких путешествиях поражаюсь красоте и масштабам наших просторов, великодушию людей, их благожелательности и стремлению к справедливости.
— С позиций старшего товарища в День работника органов безопасности, что бы вы пожелали своим коллегам?
— Хочется пожелать нынешнему поколению разведчиков бережно хранить традиции нашего ведомства. Не сдаваться на милость времени. Россия была, есть и будет сильной державой.
— Вы имеет в виду, что времена сейчас трудные?
— Когда они были легкими? Но каждое время прекрасно по-своему. Для разведки и вовсе не бывает легких времен. Разведчики всегда на острие. В сегодняшнее непростое время разведка обязана работать с еще большей ответственностью.
20 декабря нас ждет профессиональный праздник, будем отмечать. А потом вновь за работу!
— С праздником, Алексей Николаевич!
Ева Меркачева
По материалам: “Московский комсомолец”