Ведомство хочет сократить бюрократические обязанности учителей
Министерство просвещения подготовило законопроект, который должен снизить нагрузку на учителей, связанную с «составлением отчетов, ответов на информационные запросы, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций». Изменения предлагается внести в закон «Об образовании». Согласно проекту, часть обязанностей учителей передадут в ведение федеральных органов власти. Учителя должны будут иметь разработанную учебную программу по предмету, технологические карты урока и вести учет успеваемости обучающихся, остальные обязанности будут определяться локальными актами образовательной организации. Эксперты считают инициативу важной, но опасаются, что она не сможет повлиять на ситуацию на местах.
В пояснительной записке к законопроекту о снижении нагрузки на учителей говорится, что при составлении рабочей программы педагоги зачастую копируют «в полном объеме примерную рабочую программу учебного предмета», объем которой может достигать 600 страниц. В министерстве считают, что документ такого объема «не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя» и на самом деле составляется «для администрации образовательной организации».
Кроме необходимости составлять программу, учителя зачастую жалуются на необходимость заполнять как бумажный, так и электронный дневники. Но полностью освободить их от этой двойной обязанности пока не получится. Как поясняют в министерстве, распоряжением правительства РФ от 25 апреля 2011 года №729-р установлен перечень услуг, который предоставляется в электронном виде, и в сфере образования одной из них является «предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости». «Из этого следует, что образовательная организация не может вести только бумажные журналы. В противном случае на портале государственных услуг не будет отображаться информация по успеваемости обучающихся, а это уже можно рассматривать как непредоставление услуги»,— отмечают в министерстве.
Как заявил “Ъ” директор Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий, уменьшение нагрузки требует «конкретных решений, связанных в том числе и с цифровизацией», однако «есть регионы, где эти вопросы все еще не решены и действительно сохраняется двойная нагрузка».
Как отмечают авторы законопроекта, учитель в обязательном порядке должен иметь разработанную учебную программу по предмету, технологические карты урока и вести учет успеваемости обучающихся, «все остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации». «Хорошо, что четко выделены три направления деятельности учителя,— считает оргсекретарь профсоюза “Учитель” Ольга Мирясова.— Но если коллектив не имеет влияния на принятие локальных актов, то туда можно записать что угодно — например, отнести к должностным обязанностям педагога подготовку отчетов. И тогда все остается по-прежнему. Мы снова возвращаемся к проблеме отсутствия реальных профсоюзных первичек во многих учреждениях».
Сергей Косарецкий также заявил “Ъ”, что оценивает инициативу как полезную, но не уверен, что она решит проблемы на местах. «Проблема отчетной нагрузки является очень острой для учителей. По результатам наших (ВШЭ.— “Ъ”) исследований, она влияет на профессиональное самочувствие педагогов даже больше, чем увеличение академической нагрузки и сокращение зарплаты. Но одного документа недостаточно, должны быть сигналы местным органам. Есть много примеров того, что законодательно запрещено, но на деле местные надзорные органы действуют по своему усмотрению. Особенно когда все определяется локальными актами и нет федеральной позиции»,— говорит он.
Министр просвещения Ольга Васильева, комментируя законопроект, заявила, что администрация школ должна создавать возможности для профессионального роста учителей, которым «необходимо располагать временем для развития своих навыков и совершенствования программ». При этом, как сообщал “Ъ”, в прошлом году представители профсоюзов в рамках дискуссии о национальной системе профессионального роста педагогов говорили именно о чрезмерной бюрократической нагрузке на учителей. Так, эксперт Общероссийского профсоюза образования Сергей Шадрин тогда заявил, что «50% учителей (из 14 тыс. опрошенных профсоюзом.— “Ъ”) считают, что количество отчетности увеличилось». Госпожа Мирясова отмечала, что «наблюдается чрезвычайно высокая загруженность учителей».
В 2016 году снизить бюрократическую нагрузку на учителей уже предлагали эксперты Комитета гражданских инициатив, который предлагал заменить бумажный документооборот компьютерными программами и синхронизировать все проверки либо доплачивать учителям за работу с документами.
Ксения Миронова
По материалам: “Коммерсантъ”