Разбираемся, что в аэропорту не так
Воздушные очереди, невнимательность персонала, опоздания пассажиров из-за ошибок сотрудников аэропорта и штрафы от ФСБ за наплевательское отношение к пограничному контролю. Лайф изучал, как на самом деле выстроена работа крупнейшего аэропорта России.
Столичный аэропорт Шереметьево — главный воздушный хаб страны, который пропускает через себя 45 миллионов пассажиров в год. Огромный поток людей требует качественного сервиса и высокого уровня безопасности. За год государственные инспекторы Роспотребнадзора, Ространснадзора и других ведомств неоднократно приходили в аэропорт, находя там различные нарушения, касающиеся обеспечения безопасности пассажиров и общей организации работы. Ситуация осложняется тем, что количество рейсов растёт. Пассажиры (да и сотрудники авиакомпаний) жалуются, что самолёты подолгу кружат в воздухе, ожидая посадки. Самолёты в воздухе на остатках горючего представляют собой серьёзную опасность.
Все в очередь
Примерно с конца осени — начала зимы пассажиры стали замечать, что на подлёте к Шереметьево некоторые борты не сразу заходят на посадку, а лишних 30–40 минут кружат в воздухе, ожидая разрешения на посадку. Об этом известно со слов сотрудников авиакомпаний и из публикаций в телеграм-каналах.
Политик Ксения Собчак выложила в “Телеграме” видеозапись своего разговора с бортпроводниками на одном из рейсов, где спрашивает их о возможных причинах задержки.
— Шереметьево конкретно не справляется с количеством рейсов. Кого за это ***** (наказывать. — Прим. Лайфа), скажите? Третий раз я по 40–50 минут просто жду посадки, — возмущается Собчак в своём телеграм-канале. — Такого ни в одном городе мира нет!
Стюардессы на видео признают эту проблему и говорят, мол, слишком много самолётов назначают на посадку в одно время, поэтому и образуется воздушная очередь.
Это может быть связано с двумя факторами. Во-первых, на персонал аэропорта возросла нагрузка в осенне-зимний сезон. Они вынуждены больше внимания уделять уборке полосы, противообледенительной обработке бортов (обливать крылья специальным составом, чтобы не намерзал лёд). Всё это увеличивает время обслуживания конкретного борта. Во-вторых, в октябре авиакомпания “Россия” (дочернее предприятие “Аэрофлота”) перевела часть своих рейсов из Внуково в Шереметьево, увеличив и без того серьёзную нагрузку на воздушную гавань.
Из-за загрузки воздушного порта пассажиры опаздывают на стыковочные рейсы, теряют время, деньги и нервы. Особенно ярко эти проблемы проявились во время чемпионата мира по футболу.
— Летела из Екатеринбурга в отпуск с двумя детьми в Вену транзитом через Шереметьево. До следующего самолёта было 1 час 45 минут, но мы не успели на рейс, — рассказывает пассажирка из Свердловской области. — 15 минут просидели в самолёте, ещё 15 минут [прождали] в автобусе. 10 минут стояли в автобусе у здания аэропорта — возможно, во избежание скопления народа во время увеличенной нагрузки. Когда мы оказались у окошка пограничника, выяснилось, что посадка на наш рейс завершена, и служба контроля предложила обратиться к представителям компании “Аэрофлот”. Причём никто на борту не хватился, что не хватает трёх пассажиров. Во всяком случае, по громкой связи не было оповещения.
Недовольные образовавшейся толчеёй пассажиры оставляют разгневанные отзывы на форумах и в соцсетях.
— Прилетели из Антальи, на контроле работало три кабинки. Сотрудники паспортного контроля работают еле-еле. Засекли время: одного человека проверяли две минуты. Детей маленьких очень много, они, бедные, плачут от усталости, — пишет пассажирка Алла.
Другие жалуются, что из-за ошибок сотрудников при перелёте транзитом опаздывают на свой рейс и вынуждены покупать новые билеты.
— Летели транзитом через Москву. Перед паспортным контролем сотрудник аэропорта сделал отметку на билете “выход Е41”. Мы отправились в этот сектор, а самолёт ушёл с сектора Д, — делится Ирина Ульянова. — Нас заставили купить по полной стоимости новые билеты. Пожилые люди 70 лет дополнительно подарили аэропорту 116 тысяч рублей.
Штраф за невнимательность
К сотрудникам аэропорта возникают претензии не только у пассажиров. Иногда безопасники аэропорта смотрят на безопасность сквозь пальцы. Например, позволили пассажирам одного международного рейса покинуть территорию аэропорта без прохождения пограничного досмотра.
Полгода назад отряд пограничного контроля ФСБ завел на АО “МАШ” административное дело по статье 18.1. Статья наказывает за нарушения правил пересечения государственной границы.
В базе данных аэропорта “Синхрон” сведений о прибывшем рейсе не было, поэтому пограничные наряды к месту стоянки самолёта не прибыли. В итоге восемь пассажиров этого рейса покинули пункт пропуска без прохождения паспортного контроля. За это Химкинский горсуд оштрафовал аэропорт на 400 тысяч.
Причём “косяки” случаются, когда речь заходит и о безопасности самих пассажиров.
В декабре в Шереметьево началась служебная проверка Ространснадзора из-за того, что борт “Аэрофлота” насмерть сбил гражданина Армении Альберта Йепремяна. Его депортировали из Испании на родину с пересадкой в Москве. Во время перелёта из Мадрида в Москву он устроил дебош. Буянил, ударил бортпроводника, сообщал телеграм-канал Mash. Около 18 часов мужчина прибыл в Шереметьево, затем через 51-й гейт отправился на рейс в Ереван, после чего вышел на взлётно-посадочную полосу. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как Йепремян в сопровождении полицейских дошёл до выхода на посадку, спустился к перронному автобусу, но не стал в него садиться, а быстрым шагом направился к полосе.
Мужчина попал под колеса “боинга”, летевшего в Афины, 20 ноября. Он получил смертельные травмы от удара о стойку шасси.
Из-за этого случая в аэропорту началась внеплановая проверка транспортной прокуратуры, подключился и Ространснадзор. Инспекторы изучали, как обеспечивалась безопасность полётов, как организовано обслуживание пассажиров. Недавно проверка закончилась, однако результаты пока узнать не удалось.
Меж тем СК РФ возбудил уголовное дело по статье 263.1 УК РФ “Нарушение требований в области транспортной безопасности, повлёкшее по неосторожности смерть человека”.
Встречались и менее серьёзные нарушения, которые, однако, тоже способны отразиться на безопасности пассажиров.
Летом 2018-го подмосковное Управление Роспотребнадзора обнаружило в Шереметьево нарушения санитарных норм по используемой аэропортом воде. Примерно тогда же государственный экологический надзор выяснил, что аэропорт сбрасывает сточные воды в реку Клязьму с нарушениями. Новые очистные сооружения обещали ввести в эксплуатацию к октябрю 2018-го.
Пожарные претензии
В 2017-м в Шереметьево пришла пожарная инспекция.
— На тот момент не были созданы условия для успешного тушения пожара, — рассказал источник в прокуратуре со ссылкой на материалы предписания МЧС № 109/1/49.
По его словам, появились вопросы к местам установки водяных разбрызгивателей в залах получения багажа. На некоторых участках лестничных клеток отсутствовали системы противодымовой вентиляции (удаления дыма). А в международной зоне вылета одно помещение не оборудовали эвакуационными выходами.
За это нарушение к административной ответственности привлекли начальника службы контроля строительства МАШ Сергея Гуторова.
Особенно много проблем нашлось тогда в терминале F. Это исторический и самый знаменитый терминал аэропорта, построенный к Олимпиаде 1980 года. Раньше он обслуживал только международные рейсы. Выяснилось, что, случись пожар, пассажиры бизнес-класса рисковали бы даже больше.
— На третьем этаже терминала F в помещениях VIP-зала (прилёт и вылет) потолок не оборудован автоматической пожарной сигнализацией, — пишет пожарный инспектор. — Также на первом этаже отсутствует пожарная сигнализация.
В других помещениях терминала претензии касались слишком большого расстояния между пожарными извещателями (датчиками дыма).
В плане пожарной безопасности управленцы Шереметьево мало заботились не только о пассажирах, но и о собственных подчинённых.
— Помещения ремонтного бокса не [были] оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и противодымной вентиляцией, — говорится в предписании.
Согласно предписанию, все нарушения должны были устранить к марту 2018 года. У источника Лайфа нет данных, устранены эти нарушения к настоящему моменту или нет.
Алексей Веларов
По материалам: “Life”