Героиня 8 марта отнюдь не была “синим чулком”
Накануне Международного женского дня в Москве в пятый раз проходит кинофестиваль «Восемь женщин». Участвуют в нем игровые, документальные и анимационные фильмы, снятые режиссерами-женщинами. И такое ощущение, что праздник уже наступил: каждый день охапки цветов, желтой мимозы и сплошные женщины — на сцене и в зале. А двигателем фестиваля стала Роза Люксембург, раскрывшаяся как влюбленная женщина.
Под финал «Восьми женщин» пройдет «круглый стол» на тему: «Сто лет борьбы женщин за равные права. От Розы Люксембург до современных гендерных сюжетов. Опыт преодоления проблем». Немецкий фонд, принимающий участие в его организации, издал графическую биографию основательницы компартии Германии.
Вместе с близкой подругой и соратницей по борьбе Кларой Цеткин Роза Люксембург и придумала Международный женский день в 1910 году. Позднее эмансипированные дамы поссорились: младший сын Клары увлекся Розой, которая была старше на 15 лет, и захотел на ней жениться. «Синим чулком» Люксембург не назовешь, что и запечатлела в рисунках автор ее веселой биографии британская карикатуристка Кейт Эванс. Трудное детство и юность девочки, страдающей хромотой, не стали препятствием ее активной жизни, в том числе и женской.
Смешные картинки запечатлели интимные встречи с мужчинами. Трудно представить нечто подобное у нас, допустим, с героиней Крупской. «Возьми меня и неси в постель!» — говорит Роза возлюбленному Лео. Но даже пламенная страсть не смогла преодолеть сомнения: «Как можно выйти замуж за человека, имеющего шесть разных имен?» (он тоже был революционером).
Интимные сцены сопровождает текст о том, как Роза научилась контролировать беременность: «Каким образом эту секретную женскую мудрость передавали от проституток выпускникам университетов? Мы никогда не узнаем. Но она знала, что и когда следует делать, чтобы избежать беременности, и использовала это знание для собственного удовольствия». Роза демонстрирует уже другому возлюбленному французскую новинку — бюстгальтер: «Женщины не будут больше страдать от корсетов! Мы будем носить удобное белье!» В общем, ничто человеческое Люксембург было не чуждо.
Гендерная тема, квоты участия кинематографисток в кинопроцессе, узурпированном мужчинами, набирают обороты во всем мире, и мы не отстаем от планеты всей. В программе фестиваля — последний фильм Веры Глаголевой «Не чужие», «Замыкание» Татьяны Эверестовой из Якутии, «Опасные танцы» Екатерины Двигубской, поддержать которую пришла мама — актриса Наталья Аринбасарова, документальная лента «Когда не стало родины моей…» Людмилы Коршик о поэте Татьяне Глушковой, маленький мультфильм «Пять минут до моря» Натальи Мирзоян. Всего 32 картины.
Совсем свежего «Солдатика» представила Алла Сурикова, ставшая худруком фильма своей ученицы Виктории Фанасютиной, и ходившая с протянутой рукой, собирая средства для дебютантки. Помог генерал Шаманов — председатель Комитета по обороне Госдумы. Если бы не он, то Минкульт денег бы не дал. «Такое кино сегодня не имеет проката», — говорит Алла Сурикова. А рассказывает фильм о самом маленьком герое войны — шестилетнем сыне полка, удостоенном медали «За боевые заслуги», Сергее Алёшкове. Сиротой он попал на линию фронта, отцом ему стал командир полка, которого сыграл Виктор Добронравов. А вот маму реальный и экранный герои нашли сами — приветливую медсестру, ставшую потом женой командира. В «Солдатике» ее сыграла Дарья Урсуляк. Сергея Алёшкова уже нет в живых, и фильм посвящен ему.
Сыграл мальчишку, участвовавшего в обороне Сталинграда, помогавшего брать в плен немецких солдат, сын военного Андрюша Андреев, уже имеющий опыт работы в театре. Все девочки из класса пришли его поддержать. Виктория Фанасютина похвалила своего актера: «Он дал мне слово не расти — и не рос. Только в последние два дня костюмер заметила, что начал резко расти». Ради ярких эмоций на экране Андрюшу как-то угостили сладкой ватой. Но самой вкусной для него была «картошечка». И так он об этом сказал, что половина зала пустила слезу.
Завершит фестиваль «Интересная жизнь» Анны Яновской — актрисы, а с недавних пор и режиссера. Теперь спрашивают: документальный она сняла фильм или игровой, отправив актера Алексея Юдникова в Якутск, чтобы на месте разобрался в феномене якутского кино? Московского артиста пригласили на роль в якутский фильм, но его режиссер Сергей Потапов — реальный, невыдуманный — исчез. Да и денег у него нет на производство и обратный билет. Так и скитается московский гость по съемочным площадкам. А снимают в Якутии на каждом углу, даже если нет ни копейки. Главное, что удалось авторам фильма, — так это передать дух и стихию якутского кино, которое уже оценили в мире, но плохо знают у нас.
Светлана Хохрякова
По материалам: “Московский комсомолец”