Появившиеся в России фриганы знают, где поставить запятую в этом перефразированном крылатом выражении
Зачем вообще платить за еду, если в выбрасываемых супермаркетами пакетах можно найти не только вполне съедобные продукты, а то и настоящие деликатесы, пусть и с незначительным превышением срока годности? Именно этот резонный вопрос задают фриганы, участники одноименного движения, отрицающего культ эпохи потребления.
Охотники за неликвидом
Зародившийся в богатых развитых странах, фриганизм пришел и в Россию, но обрел здесь несколько иные формы.
Если западные фриганы — это, скорее, антиглобалисты, протестующие против излишеств и перепотребления, то наши — в первую очередь, прагматики, живущие по принципу «почему бы не взять, если кому-то не надо».
Российские фриганы, как правило, охотники за продуктовым неликвидом крупных супермаркетов. Они часами сторожат у баков «Пятерочки» или «Магнита», выжидая, пока появится сотрудник сети с большой тележкой просроченных товаров.
И если раньше охота за подобным трофеем была исключительно прерогативой бомжей и бродяг, то сегодня к ним все чаще примыкают отнюдь не маргиналы, а вполне приличные граждане. Просто они не согласны с тем, что рядом с ними уничтожаются тонны еды, в то время как сотням и тысячам людей не на что купить необходимые продукты.
Делиться «добычей»
Поэтому главный принцип истинного фригана — делиться «добычей» со всеми нуждающимися. С этой целью последователи движения объединяются в тематические сообщества и группы в соцсетях, выкладывают фото найденных продуктов, делятся адресами точек, где можно поживиться едой.
«Ищу фриганов из Пензы», «Есть ли-кто из Перми?», «Фриганю в Тольятти», «Подскажите «хлебные» места в Екатеринбурге» — эти и другие подобные объявления, расплодившиеся в Сети, не оставляют сомнений в том, что странное с виду движение уже охватило всю страну.
Конечно, превалирует число тех, кого на помойки гонит нужда, отчаяние, безысходность. Но для кого-то фриганство — реальный способ сэкономить в условиях скромного достатка.
«Я уже год фриган. В соседнем доме есть продуктовый магазин. Я хожу к их баку и, когда выкидывают еду, несу за раз до 4 пакетов продуктов. В прошлом году принесла 6 ящиков еды. Там было 9 куриц гриль, 25 кг картофеля, много яблок. Я промыла курицы, разделила на куски и заморозила. Из яблок целый месяц делала «Шарлотку». Недавно посчитала, сколько продуктов притащила за это время и перевела в рубли, получается за месяц 40 тысяч», — пишет Светлана из Снежногорска.
«Рассказывать всем знакомым о собирательстве — думаю, излишне. Можно, конечно, сообщить нескольким людям, но всем-то зачем болтать? Лично я обычно хожу по мусорникам только в темное время, чтобы друзья не узнали», — признается М-ов из Новосибирска.
От личных бесед с журналистами фриганы отказываются. Оно и понятно: несмотря на внешнюю безобидность, фриганизм все же немножечко вне закона, а фриганов часто забирают в полицию, считая их асоциальными элементами.
Спасатели еды?
Признанными лидерами по числу фриганов, конечно, остаются Москва и Санкт-Петербург как города с более высоким уровнем жизни. Здесь и отношение к фриганам более лояльное. Именно в столицах отпочковался от фриганизма и выделился в отдельное направление — так называемый фудшеринг, или, проще говоря, проект по спасению еды. Движение объединяет людей, которые контактируют с магазинами, кафе, ресторанами, производителями продтоваров и в буквальном смысле спасают продукты от утилизации, раздавая их тем, кто в них остро нуждается. Эдакие продуктовые Робин Гуды, приносящие двойную пользу обществу.
Однако в фудшеринге, как и в любом благородном деле, есть одно «но». Крупные торговые сети и готовы отправлять просрочку с неликвидом на благотворительные цели, да опасаются подвоха: если подобные продукты запрещено продавать, то и отдавать их, следовательно, нельзя. И дело не в жадности — теоретически они могут быть опасны для здоровья. Поэтому торговые сети предпочитают отдать бросовый товар на утилизацию через специализированные компании. А это, между прочим, дополнительные расходы. Не желающие платить справляются своими силами, всеми способами обращая экс-товар в непотребный вид.
Сегодня фриганы ратуют за закон, который бы запретил утилизировать товар (такие прецеденты есть на Западе). Это стимулировало бы торговые сети на более разумное обращение с неликвидом и способствовало активизации сотрудничества с благотворительными организациями, выступающими в роли посредников между ними и нуждающимися людьми (в России это прежде всего Фонд продовольствия «Русь», см. справку). Тогда и людей у помоек станет меньше…
Цифры и факты
Около трети всей пищи, ежегодно производимой в мире (около 1,3 млрд тонн), оказывается на помойке.
В России, по данным Росстата, потребители отправляют в корзину 25 процентов купленных фруктов и 20 процентов картофеля и муки.
Это интересно
Чтобы снизить количество выбрасываемых продуктов, в ресторанах Гонконга действуют штрафы за недоеденные блюда. Так, за каждый несъеденный суши там берут дополнительные $1,5.
Ежедневно под видом пищевых отходов торговые сети утилизируют тонны продуктов — как просроченных, так и потерявших товарный вид. В отдельных случаях, по оценкам Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), доля таких отходов (к ним, помимо просрочки, относят и некондицию, и то, что не удалось реализовать) приближается к семи процентам от общего объема закупленных товаров. При этом 70 процентов отправляемых на утилизацию продуктов составляют овощи и фрукты.
Между тем
Фриганы могут остаться без «трофеев»
В ноябре 2018 года были приняты поправки в законодательство, согласно которым супермаркетам запрещено возвращать поставщикам непроданные продукты сроком годности до 30 дней. Поставщики же перестанут заниматься утилизацией или уничтожением просрочки и неликвида, поскольку отныне расходы по этим статьям им не возмещаются.
Это означает то, что теперь фудшеринг лишится значительной части своих партнеров, которые отдавали продукты с истекающим сроком годности. А вот как поступят магазины в условиях такой «обязаловки» и, главное, как это скажется на потребителе – покажут первые результаты применения закона, работа которого, по сути, только началась.
О компромиссе с пекарями
По некоторым данным, в отдельных регионах России возврат продукции хлебопекарным предприятиям доходит до 50% от всей поставки. Фактически только из-за потерь пекарей в стране ежегодно уничтожается в среднем около 3 млн т высококачественной пшеницы и ржи.
Дабы избежать потерь, с 1 июня 2017 года такие крупнейшие ретейлеры, как «Магнит», X5 Retail Group, Metro, Auchan и другие,по договоренности с производителями прекратили возвращать хлеб. Но опять незадача! Благодаря этому соглашению хлебопеки сэкономили около 5 млрд руб., а сети, соответственно, потеряли примерно ту же сумму. Чтобы решить эту проблему, нужно создать стимулы для сетей проводить больше распродаж в благотворительных проектах.
А как у них?
В Америке работники супермаркетов, кафе и ресторанов, как правило, аккуратно упаковывают продукты с истекающим сроком годности (или помятой оберткой) в чистые пластиковые мешки. В конце рабочего дня их выносят на улицу и кладут в такие же чистые мусорные контейнеры. Дело фригана – проще некуда: открыть контейнер, достать мешок и рассортировать содержимое.
* * *
Во Франции недавно был принят так называемый «закон Макрона», по которому работающие в стране продуктовые магазины площадью более 400 м2 обязаны отдавать все снятые с полок продукты питания в благотворительные организации и нуждающимся людям.
* * *
У каждого жителя Германии есть возможность воспользоваться так называемыми столами раздачи, работающих практически в каждом городе под маркой Tafel. За символическую плату (0-2 евро) в них можно приобрести продовольственные товары первой необходимости, предъявив документ, удостоверяющий, что ты малоимущий. Таким образом необходимость лазить по помойкам у вышеназванного гражданина совершенно отпадает.
* * *
В Великобритании ежегодно оказывается на свалках около 17 млн тонн продовольствия, 4 млн из которого съедобно. Иногда отправка продуктов в отходы является наиболее дешевым вариантом для пищевой промышленности страны.
Алена ЛИ
“Новый вторник”