Кто-то называет это крылатое выражение пословицей, кто-то поговоркой, а кто-то фразеологизмом. Хотя для нас важен исключительно вкладываемый в это словосочетание смысл
Заключается же он в том, и об этом во всех словарях написано, что один человек просит другого сделать какое-либо одолжение не по обязанности, а из дружеских побуждений. Потому и синонимы к этому словосочетанию умилительно почтительные: будьте так добры, сделайте милость, не откажите в любезности, не сочтите за труд, и т.д.
Впрочем, так могли говорить только современники Чехова, но отнюдь не современные российские полицейские.
Хотя исключения имеются. Можно, например, допустить, что начальник новоусманского отдела МВД Анатолий Уваров повторял эту поговорку не однажды, но всякий раз вкладывал в нее сугубо свой, профессиональный смысл.
Скорее всего, именно с этими словами — «Не в службу, а в дружбу», или хотя бы с такой мыслью в голове, полицейский начальник, вероятно, и попросил (в протоколе стоит глагол принудительного действия) одного из местных бизнесменов оплатить услуги по приобретению и установке служебных ворот возглавляемого им отдела на сумму 280 тыс. рублей. Дабы, так сказать, улучшить условия для посетителей вверенного подразделения. И почему бы, действительно, не порадеть благородному делу! Не для себя ведь старался…
Полковник, говорят, и раньше не отказывал себе в такого рода «просьбах», от которых, по словам источников портала www.4pera.ru, местный бизнес просто стонал. И это, видимо, самая мягкая характеристика активной деятельности всесильного полковника.
В содеянном он, слава богу, признался и теперь ждет окончания служебной проверки. Если вина офицера полиции будет установлена, ему светит увольнение из органов внутренних дел и привлечение к установленной законом ответственности, пообещала официальный представитель ГУ МВД по Воронежской области Наталья Куликова. Что для товарища полковника должно означать ровно одно: «Дружба дружбой, а служба — службой».
Если бы, однако, случай с Уваровым был единичным! Нет же, коллег новоусманского полицейского так и подмывает жить не по законам, а по понятиям.
Скажем, начальник отдела МВД по Индустриальному району города Барнаул подполковник Игорь Варнавских, действуя исключительно из дружеских, бескорыстных побуждений (это он так утверждает), запросил у провайдеров (под видом легальных оперативно-розыскных мероприятий) и впоследствии передал знакомому предпринимателю сведения о телефонных соединениях его непосредственного конкурента — учредителя двух фирм, торгующих бытовой техникой.
А за дружбу с бывшим начальником Дзержинского райотдела полиции Новосибирска Александром Гращенковым предприниматели расплачивались… обедами. В самом прямом смысле. Под борщи с котлетами и прочую еду маскировались по сути взятки, которые г-н Гращенков (в данном случае такое обращение к офицеру полиции уместнее всего) брал с Отари и Нугзара Халоянов, владельцев кафе «Березка», за покровительство коммерческой деятельности последних, а по сути — за крышевание. Общая сумма съеденного и выпитого Гращенковым и компанией составила не менее 187,8 тыс. рублей.
Что тут скажешь? Дружба российских полицейских с трудящимися (да и с нетрудящимися тоже) гражданами не знает границ. Ни административных, ни уголовно-наказуемых. Только не мешало бы этим дружбанам помнить, что «хороший друг к тебе спешит, когда работа есть, а друг плохой к тебе бежит попить или поесть».
Леонид Греков
“Новый вторник”