Призрак Майкла Калви три дня витал над Петербургом

Главным ньюсмейкером ПМЭФ-2019 стал отсутствующий на нем американский инвестор

Любой форум – это люди, которые в нем участвуют. Но бывает и так, что отсутствие тех или иных фигур также имеет важное значение. Петербургский международный экономический форум -2019 ждал Майкла Калви, основателя и управляющего партнёра фонда Baring Vostok Capital, который специализируется на привлечении инвестиций в Россию и страны бывшего СССР ( с 1994 года по 2018 год инвестировал более $2,4 млрд в 70 проектов). Американский бизнесмен Калви находится под домашним арестом. Тем не менее, он зарегистрировался на форуме и просил разрешения участвовать в нем от Следственного комитета, но так его и не получил. Насколько весом этот факт?

Одна из важнейших целей ПМЭФ – пропаганда российских достижений и привлечение новых иностранных инвестиций. Движение на последнем направлении в условиях санкций особенно затруднено, но это лишь подчеркивает его значимость. Для инвесторов же важен «климат», и они, несомненно, реагируют на «дело Калви».

С одной стороны, неявку Калви на форум можно считать показателем независимости российских правоохранительных органов. Накануне ПМЭФ пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Кремль хотел бы видеть Калви на форуме и добавил: «Мы, конечно, надеемся, что в итоге эти господа (арестованные фигуранты «дела Калви» – Н.В.) окажутся на свободе». Тогда же и помощник президента Андрей Белоусов публично оценил корпоративный конфликт акционеров банка «Восточный» (он стал причиной возбуждения уголовного дела), как «очень запутанный». «Чем быстрее он разрешится, тем лучше будет для его клиентов и партнеров», – считает Белоусов. Свое заявление он завершил с горькой иронией: «Должна победить в итоге дружба, если это еще возможно». Все эти заявления в Следственном комитете, конечно, услышали, но настояли на своем.

Есть и другая сторона. Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, задал «традиционный для ПМЭФ» вопрос: «Александра Ивановича Бастрыкина (глава Следственного комитета. — Н.В.) позвали? Он же главный у нас экономический регулятор». И уже серьезно добавил: «Неопределенность в отношениях бизнеса с правоохранительными органами, отсутствие веры в судебную систему как независимую и систему быстрых решений, в том числе использование уголовного процесса для регулирования хозяйственных споров, это все тоже, безусловно, снижает активность бизнеса». Горькую шутку про Бастрыкина поддержал председатель бюджетного комитета Думы Андрей Макаров: «Когда мы говорим о том, что инвесторам нужна стабильность, я бы хотел обратить внимание: третий день форума, а еще ни один инвестор не арестован. Пока, правда, никого и не выпустили, так что стабильность обеспечена». Наиболее эмоционально на форуме высказался Олег Тиньков, глава коммерческого банка: «Всех призываю инвестировать в Россию и делать здесь бизнес. Конечно же, дело Калви — очень прискорбное дело, стыдно мне лично как россиянину… Это провокация просто какая-то».

Характерно: представители американского бизнеса (а делегация предпринимателей США, несмотря на объявленный Госдепом «бойкот форума», была, по оценке Алекса Родзянко, главы Американской торговой палаты в РФ, второй по численности из иностранных участников форума после китайского десанта), предпочитали по «делу Калви» не высказываться. Зато на некоторых российских участниках форума были значки Baring Vostok в знак поддержки Калви.

Призрак Майкла Калви три дня витал над Петербургом

И это не случайно. Майкл Калви – давний и крупный инвестор на российском рынке с доселе незапятнанной репутацией. Конечно, неприкосновенных перед законом быть не должно. Однако сам факт лишения его свободы до суда – «шок для российской экономики», как считает председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Он связывает с этим удвоение оттока капиталов из России в текущем году: $40 млрд за 5 месяцев.

Влиятельный Институт международных финансов (IIF) – исследовательский, консультационный и информационный центр, созданный крупнейшими западными банками в 1983 году – в конце мая опубликовал печальную статистику: прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Россию в среднем за 2015–2018 годы (без реинвестированных доходов) составили лишь 0,2% ВВП. Среди 23 крупнейших развивающихся стран по данному показателю наша страна занимает последнее место: ниже, чем Нигерия (0,3% ВВП), Венесуэла (0,5% ВВП) и тем более Украина (2,7% ВВП). Если кто-то решит, что поскольку правление IIF находится в Вашингтоне, приведенные данные не объективны, есть статистика Банка России, он тоже выделяет ПИИ за исключением реинвестирования доходов. По его данным, если общие ПИИ в Россию составили в 2018 году $8,8 млрд, то без учета реинвестирования инвестиции сократились на $6,5 млрд, это самый плохой показатель с 1997 года. Налицо вывод капиталов из России.

Этот тренд необходимо переломить. Урок ПМЭФ-2019 в том, что успех будет тем ближе, чем в меньшей степени «главным регулятором экономики» России будут правоохранительные органы.

Николай Вардуль

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

«Девять ярдов до приговора»

Далее

Нездоровое министерство

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru