Поможет ли «мусорная реформа» подешеветь яйцам?

Ответ на этот интригующий вопрос спецкор «НВ», как ни странно, нашла на действующем в Подмосковье финском заводе «Хухтамаки С.Н.Г.»

Это предприятие производит каждую третью яичную упаковку в стране, ежегодно перерабатывая около 150 тысяч тонн макулатуры. Покупая в магазине яйца, мы оплачиваем все расходы этого предприятия по выпуску упаковки, самый затратный из которых — макулатура.

Из макулатуры — в упаковку

Переработкой бумажных отходов занимаются много предприятий в стране, ведь это уже готовое сырье для производства большого ассортимента продукции, от салфеток, коробок, лотков для овощей, ложементов для косметики до транспортной упаковки и гипсокартона. Компания «Хухтамаки С.Н.Г.» заняла свою нишу в ряду переработчиков макулатуры. Здесь из бумажного волокна делают яичную упаковку, причем весьма эффективно — два цеха работают без остановки 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Завод напрямую, без посредников, сотрудничает более чем с 50-ю птицефабриками в нашей стране, Белоруссии и Финляндии.

— В октябре планируем запустить восьмую линию, а следующий стратегический проект компании — еще один завод в России, в особой экономической зоне «Титановая долина», чтобы в обозримом будущем запустить производство и обеспечить упаковкой для яйца Урал, восточные регионы и часть рынка СНГ» — говорит исполнительный директор «Хухтамаки С.Н.Г.» Гала Мансурова.

На российский рынок финская компания Хухтамаки, имеющая богатую историю, десятки заводов по всему миру, лидерство в производстве одноразовой посуды и упаковки для яйца, пришла в 1994 году. Как оказалось — своевременно и весьма удачно, так как ниша была свободна, а спрос на товары для FoodService только начинал расти. Сегодня «Хухтамаки С.Н.Г.» обеспечивает одноразовой посудой ряд сетевых ресторанов быстрого питания, такие как McDonald’s, Burger King, KFC. Второе направление ее деятельности — переработка бумажного вторсырья, выпуск держателей для стаканов и мелкоштучной яичной упаковки на 10, 6, а с этого года 15 штук — у отечественных птицефабрик именно такая коробка сейчас пользуется спросом.

Вторая жизнь бумаги

Как работают с макулатурой на заводе? Покупают у заготовителей, сборщиков вторсырья, которые должны предоставить товар в соответствующем виде — убрать из бумаги скотч, скрепки, посторонние включения, спрессовать в блоки весом 300–400 кг. Макулатура бывает разных сортов и цветов (белая и серая), от этого зависит ее цена и рецепты переработки.

— Мы работаем с первичной макулатурой, которая не попала на свалку, мусорный полигон, — поясняет начальник отдела продаж и маркетинга компании Андрей Лещев. — Хотя у нашей продукции нет непосредственного контакта с пищей и она проходит термическую обработку, все же мы обращаем внимание на исходную микробиологию сырья.

Все производство похоже на мини-целлюлозный комбинат — макулатуру растворяют в воде до волокон и она проходит три стадии очистки, на первом этапе из нее удаляются грубые загрязнения в виде пленки, кусков скотча, потом пульпа проходит два этапа тонкой очистки и наконец из полученной массы удаляют воду и формует упаковку для яйца.

— Ничего сложного, сколько макулатуры попало в эту «кастрюлю», столько по массе упаковки и вышло, потерь практически нет, как и нет побочных отходов производства, даже вода очищается и используется в замкнутом цикле, — рассказывает начальник производства упаковки из бумажного волокна Анатолий Тимонин.

Почему финны в лидерах?

Если технология производства упаковки так проста, то сам собой напрашивается вопрос: почему иностранная компания ушла далеко вперед от отечественных производителей? Наверно у экономистов и бизнесменов есть свой вариант ответа, включая такие составляющие, как наличие внушительных инвестиций и своевременное освоение свободной рыночной ниши. В компании Хухтамаки свое лидерство объясняют просто.

— Мы давно занимается этим бизнесом, у нас в Голландии есть конструкторское бюро, которое проектирует и собирает производственные линии — высокого качества и в достаточном объеме. Мы умеем производить упаковку, технологии отработаны на 11 заводах по всему миру, знаем рынок, слышим клиентов и много инвестируем в производство — вот и все слагаемые успеха, — говорит Гала Мансурова.

Яичный бунт помог сдержать цену

Главная проблема переработчиков бумажных отходов, включая Хухтамаки, это рост цен на макулатуру и ее дефицит. За пять лет цена на макулатуру выросла в два раза: если в 2014 году гофрокартон стоил от 4,5 рубля за кг, то сейчас около 9 рублей, премиальная белая обрезь продавалась по 10–11 рублей, то теперь ее цена доходит до 20 рублей за кг. Это отражается на конечной цене яичной упаковки, так как большую долю в продукте занимает именно стоимость макулатуры, все остальное относительно стабильно — энергоносители, оборудование, зарплата, а также постоянно оптимизируются затраты и увеличивается эффективность производства, — уверяют на заводе.

По данным ассоциации «Лига переработчиков макулатуры», в 2018 году в России собрали и продали 3 млн 400 тысяч тонн макулатуры, при потребности в 4 млн 200 тысяч тонн, и примерно 800 тысяч тонн ушло на экспорт. При каждом скачке роста европейской валюты у сборщиков вторсырья повышается желание отправить макулатуру за границу.

— Дефицит бумажного сырья на отечественном рынке загоняет каждый год цену выше и выше, — констатирует Андрей Лещев.

На заводе помнят, как однажды в России вопрос дефицита макулатуры был решен эффективно. Это случилось осенью 2015 года — резко подорожало яйцо и народ стал роптать, обвинять птицефабрики в том, что они сознательно завышают цену. Волна возмущений прокатилась по всей стране, тема активно обсуждалась в СМИ, в Интернете. Стали разбирать себестоимость производства яйца, в том числе посмотрели на упаковку. Компания Хухтамаки предоставила в антимонопольный комитет свою себестоимость продукции, дала информацию по ценам на макулатуру. Неизвестно, что стало решающей каплей, но правительство объявило о временном запрете на экспорт макулатуры — с декабря 2015 года по апрель 2016 года. Эта мера помогла удержать цены на макулатуру, стабилизировать себестоимость упаковки, рынок и складские запасы. Но увы, запрет не был продлен.

Раздельный сбор отходов — миф или реальность?

Понятно, что глобальным решением проблемы являются не запреты, а увеличение сбора бумажных отходов, ведь сейчас в стране, по разным оценкам, собирают от 30 до 46% макулатуры, тогда как в европейских странах этот показатель колеблется от 60 до 95%. Сборщики сырья в основном работают с коммерческими источниками поставок макулатуры — из торговых сетей, типографий и предприятий. Но еще есть огромный жилой сектор и миллионы людей, которые не только за деньги, но и безвозмездно готовы сдавать макулатуру в хорошие руки.

С 1 января 2019 года в стране стартовала «мусорная реформа», по замыслу которой сбор макулатуры от населения должен увеличиться в разы — ведь этим займутся региональные операторы, которые должны эффективно перерабатывать мусор. Так где же они, эти новые поставщики макулатуры? И смогут ли они стать полноценными игроками рынка?

— Суть проблемы не в региональных операторах, — разъясняет ситуацию первый заместитель генерального директора Ассоциации

«Лига переработчиков макулатуры», генеральный директор и партнер ООО «Центр системных решений» Денис Кондратьев. — Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления», основополагающим документом, на котором выстраивается региональная политика обращения с отходами, является постановление «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами». Так вот в этом документе не написано, что будет отдельный контейнер для макулатуры. Там всего двухконтейнерная система — один для вторичных материальных ресурсов, а второй просто мусорный. Что мы получаем? Макулатура — единственная биоразлагаемая фракция вторичных материальных ресурсов, если ее извазюкать в борще или кефире, то перерабатывать ее будет практически невозможно. Нет отдельного контейнера — нет значительного объема отсортированной макулатуры.»

По словам Дениса Кондратьева, раздельный сбор мусора в стране пока можно считать «потемкинскими деревнями», слишком много недоработок в законе и подзаконных актах, выпускаемых Минпромторгом. В Европе товаропроизводитель за утилизацию платит 100%, а у нас 10%. В прошлом году в России, а в стране всего 4,5 млн юридических лиц, сдали отчетность и заплатили эко-сбор только 15 тысяч предприятий, собрано 2 млрд 800 млн рублей. Но только на рекультивацию такого полигона как Кучино требуется несколько миллиардов.

Виктория Безуглова

“Новый вторник”

Ранее

Жить стало лучше?

Далее

«В кино сейчас много тьмы»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru