Лучшие предприятия российской оборонки под угрозой закрытия
Вице-премьер Юрий Борисов, курирующий оборонку, заявил, что из-за большой кредитной нагрузки предприятия оборонно-промышленного комплекса «живут впроголодь». Кризис в оборонной отрасли подтверждается и рядом других фактов. Так, ранее на ведущем предприятии по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота «Звезда» заявили о переходе на сокращённую рабочую неделю из-за отсутствия госзаказа.
«Наша Версия» разбиралась, почему, несмотря на многомиллиардные вливания, оборонная промышленность по-прежнему находится в кризисе.
На самом деле Америки вице-премьер не открыл. Ещё два года назад тот же Юрий Борисов предупреждал: в ближайшие годы российский оборонно-промышленный комплекс, в котором заняты 2 млн человек, ждёт сокращение основного источника финансирования – гособоронзаказа. И единственный выход – организовать масштабную диверсификацию, то есть запустить на мощностях ОПК выпуск гражданской продукции. В итоге было запланировано повышение доли гражданской продукции к 2025 году до 30%, к 2030 году – до 50%. Так что же теперь возмущаться?
Экономика войны
Оказывается, теперь выяснилось: чтобы достигнуть необходимых параметров по диверсификации российского ОПК и сделать их рентабельными, большинству предприятий прежде всего требуется финансовое оздоровление. То есть нужны деньги, и много. Потому как большинство предприятий оборонки страдают от высокой кредитной нагрузки настолько, что некоторые находятся на грани банкротства. По самым приблизительным подсчётам, закредитованность заводов на сегодня составляет 2,3 трлн рублей. При этом 90% долгов приходится на флагманские предприятия ОАК, ОСК, «Уралвагонозавод», «Высокоточные комплексы» и «Алмаз-Антей».
Ситуация на предприятиях настолько тревожная, что под угрозой срыва может оказаться оборонзаказ. Так, ПАО «Курганмашзавод», единственный в России производитель БМП, оказался не способен полностью выполнить необходимый объём работы по госконтрактам. Предприятие уже несколько лет находится в кризисной ситуации. Не помогла даже смена собственника. До февраля 2019 года предприятие являлось главным военным активом «Тракторных заводов». Для того чтобы исправить ситуацию, в 2018 году было принято решение передать организацию на баланс государственной корпорации «Ростех» и включить в контур АО «Высокоточные комплексы». Для этого был проведён ряд необходимых мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия. Тем не менее, несмотря на все принятые меры, ряд государственных контрактов не удалось выполнить в установленные сроки.
Причин ухудшения финансового положения оборонных предприятий несколько. В первую очередь резко упал объём гособоронзаказа. Из-за этого некоторые заводы даже планируют сократить рабочие дни. В июле появились сообщения, что часть работников дальневосточного завода «Звезда» с августа по декабрь переведут на неполную рабочую неделю. ДВЗ «Звезда» занимается ремонтом подлодок Тихоокеанского флота, а также переоборудованием и модернизацией кораблей атомных подводных ракетоносцев. На базе ДВЗ с 2009 года строится одноимённый судостроительный комплекс. Общая стоимость проекта превысила 200 млрд рублей. Достроить верфь «Звезда» планируется к 2024 году.
Другая причина – проблема ценообразования. Сегодня Минобороны единолично определяет стоимость того или иного военного продукта. Договорённости о цене являются непрекращающимся конфликтом между Минобороны и ОПК. Со времён Анатолия Сердюкова заказчик в лице Минобороны фактически навязывал цену производителям. Причина в том, что механизмов ценорегулирования на товары военного назначения в России не существует. Заодно полностью утерян механизм достоверности расчёта цены. В итоге между военными и промышленниками идут постоянные конфликты на тему о том, что и сколько стоит. Заказчик не может много платить, а исполнитель не может работать себе в убыток. Однако Минобороны имеет более сильные позиции, потому предприятия вынуждены идти на уступки и теряют деньги.
Погрязли в долгах
Потому эксперты отмечают: сегодня важнейшей проблемой является сама организация управления оборонкой. В своё время в ОПК были созданы всевозможные госкорпорации. Это делалось для обеспечения государственного контроля за ключевыми оборонными предприятиями и помощи тем, кто по разным причинам оказался в критическом положении. Планировалось, что предприятия смогут быстро развиваться, выходить на новые рынки и становиться экономически эффективными. Но в итоге вся система подсела на госфинансирование, отчего очень быстро сформировалась иждивенческая привычка рассчитывать не на собственные силы, а на государство.
Также нередки злоупотребления своими полномочиями, мошенничество и другие нарушения. Так, например, весной 2019 года ФАС по обращению Минобороны начала проверки 46 организаций, своевременно не представляющих материалы для расчёта цен на вооружение.
Не на последнем месте и коррупционная составляющая ОПК. В этом плане наиболее показательна история с АО «Воентелеком», где правоохранители возбудили несколько дел о хищении бюджетных средств. Топ-менеджеров компании заподозрили в мошенничестве при продаже маршрутизаторов, за которые военное ведомство из-за коррупции переплачивало почти в 3 раза.
Кроме того, очевидно, что немалое воздействие на предприятия ОПК оказали санкции, хоть далеко не все публично готовы это признавать. Необходимость импортозамещения требует больших денежных вложений. Потому развитие научно-производственной базы для разработки высокотехнологичной продукции – самая сложная и амбициозная задача для ОПК в данный момент.
Усугубляет проблему то, что кризис в оборонке может теперь сказаться на всей экономике страны. Дело в том, что большинство предприятий имеют огромные долги, которые росли в течение многих лет и достигли критического масштаба. По словам представителей ОПК, годовой процент по кредитам доходил до 22–23%, но выхода не было, потому приходилось брать взаймы. И хотя государство предоставляло меры поддержки и давало субсидии, те не покрывали всех затрат. Речь идёт о кредитах под государственные гарантии, которые брались предприятиями ОПК в 2011–2014 годах. По данным Института Гайдара, за этот период банки выдали оборонным предприятиям кредитов под госгарантии на сумму 1,22 трлн рублей. Крупнейшими кредиторами являются подконтрольные государству Сбербанк (542 млрд рублей) и ВТБ (541 млрд рублей). Также немало средств было предоставлено Газпромбанком и Внешэкономбанком.
Теперь звучат заявления, что, для того чтобы предприятия продолжили свою работу, банки должны списать им порядка 700 млрд рублей долгов. По мнению экспертов, любое прощение долгов без чётких оснований очень опасно. Во-первых, оно приводит к злоупотреблениям и демотивирует банки участвовать в кредитовании оборонки. Во-вторых, заёмщик получает сигнал, что может не отдавать кредиты, потому что государство закроет на это глаза.
Кстати, предыдущее списание задолженности произошло совсем недавно – в 2016–2017 годах. На эти цели государство потратило тогда 1 трлн рублей. Часть долгов закрыл Минфин, заплатив по госгарантиям по ранее выданным кредитам предприятиям ОПК. Потому эксперты отмечают, что проблема задолженности ОПК носит хронический характер и гасить долги предприятий можно ещё долго и безрезультатно. Вполне вероятно, что не пройдёт и пары лет, как перед оборонным сектором России вновь возникнет проблема дефолта, отчего сотни миллиардов рублей из госказны вновь будут направлены на спасение ОПК.
Василий Зацепин, заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики имени Гайдара:
– Оборонзаказ в последние годы действительно сокращается, и правительство не делает из этого большого секрета. Это естественным образом отражается на предприятиях ОПК, которые теряют прибыль и т.д. Переход на гражданскую продукцию, которая бы приносила прибыль, вполне возможен, у некоторых это получилось. Но всё-таки по большому счёту большинство из них не смогло выстроить нормальный бизнес, поскольку были связаны обязательствами гособоронзаказа, за неисполнение которого предусмотрена строгая ответственность вплоть до уголовной. Поэтому предприятия были вынуждены брать кредиты под большие проценты и теперь за них вынуждены расплачиваться. В нормальной рыночной экономике эти предприятия после уменьшения доли заказа от государства разорилось бы, но здесь государство понимает, что само поставило предприятия в такие условия, поэтому чувствует ответственность за их судьбу и не даст им умереть. Скорее всего финансовая нагрузка за спасение этих предприятий ляжет на обычных налогоплательщиков.
Александр Степанов
По материалам: “Наша Версия”