Китайцы стали лидерами по тратам среди приезжающих в Россию иностранцев

Это может быть следствием частичного отказа от серых схем на рынке въездного туризма

По итогам первого квартала ЦБ впервые за всю историю наблюдений признал китайских туристов лидерами по совокупным расходам в России. По мнению туроператоров, официальная статистика видит лишь малую часть трат приезжих из КНР.

В первом квартале 2019 года наибольшие совокупные траты в России «впервые в ряде наблюдений» осуществили граждане Китая, констатировал ЦБ в своем отчете «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации». В январе—марте китайцы потратили в России $264 млн, что в 1,7 раз больше, чем годом ранее, констатировал финансовый регулятор.

В предыдущие два года по итогам первого квартала лидерами по совокупным расходам были граждане Украины. В январе—марте 2019 года их траты снизились на 11%, до $190 млн. В первые месяцы года, когда не начался туристический сезон и в Россию еще не приехали состоятельные путешественники из Европы, в первую пятерку вошли также Казахстан ($189 млн), Киргизия ($90 млн) и Узбекистан ($83 млн).

Сколько Россия в целом зарабатывает на иностранцах

В целом за первый квартал 2019 года ЦБ оценил экспорт услуг по статье «Поездки» (речь идет о расходах приезжающих в страну иностранцев) в $1,9 млрд, что на 4% меньше, чем годом ранее. Более половины — 55% — доходов от поездок принесли граждане из стран дальнего зарубежья, при этом их траты снизились на 5%. Подавляющая часть всех иностранцев — 59% — приезжали в Россию с деловыми целями, свидетельствуют материалы ЦБ.

Сведения для оценки расходов иностранцев в России аналитики ЦБ, как уточнили в его пресс-службе, берут из различных источников, в их числе — данные турагентств о стоимости путевок для иностранцев, расценки на проживание в отелях, возможные расходы на питание и т.п. Подсчитанные таким образом расходы на одну поездку для приезжающих из разных стран затем умножаются на количество прибывших в Россию иностранцев, статистику которых ведет пограничная служба ФСБ.

Стали ли китайцы тратить в России больше

У России с Китаем действуют безвизовые соглашения — группа от пяти человек может приехать в соседнюю страну без виз, по спискам. В первом квартале 2019 года турпоток из Китая вырос на 17%, до 342 тыс. человек, следует из данных ФСБ. С туристическими целями в Россию приехали 163 тыс. китайцев, с деловыми — 73 тыс., с частными — 28 тыс., на работу — 24 тыс., на учебу — 15 тыс. и т.д. В общем въездном турпотоке доля Китая составляет всего 6%, тогда как Украины — 23%.

Въезд из Китая действительно растет благодаря безвизовому соглашению и удовлетворенности туристов поездками, отмечает Александр Агамов, исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ», занимающейся развитием российско-китайского туризма. Но заявленная ЦБ оценка расходов китайских туристов вызывает у Агамова сомнения: государство и фискальные органы не могут корректно оценить объем оказанных китайским гражданам услуг из-за многочисленных серых схем, которые существуют на рынке.

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

В схемах, как сообщали СМИ, задействованы гиды и магазины: китайские фирмы продают туристам дешевые туры, зачастую по цене ниже себестоимости, а потом «отбивают» их за счет покупок в магазинах на территории России, где цены завышены в несколько раз. Значительная часть турпотока из Китая проходит через китайскую диаспору, которая через гидов контролирует в России размещение, питание и покупки своих соотечественников, в результате чего в российский бюджет попадает не так много денег, соглашается первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.

Китайцы при оплате товаров за рубежом пользуются уже не наличными, а своими платежными сервисами (в частности — WeChat Pay), которые непрозрачны для российских налоговых органов, продолжает Агамов. Оплачивая покупки в магазинах или ресторанах, они переводят средства через WeChat Pay на счет китайской компании, и российские фискальные органы транзакцию не видят. Официальная цифра $264 млн — это не более 40% реально потраченной китайцами в России суммы, остальное — серые и черные схемы, оценивает руководитель китайского отдела туроператора UTS.Russia Михаил Вовченко.

Зафиксированный ЦБ рост расходов китайцев, по мнению Агамова, связан с тем, что рынок устал от серых и черных схем, а туристы реже на них соглашаются: обслуживающие китайцев компании «заводят в России юрлица, становятся на налоговый учет, и это отражено в статистике».

Сколько тратят китайские туристы

В этом году китайцы действительно увеличили расходы на покупку люксовых товаров в России, но не так существенно, считает Агамов. По его оценке, за одну поездку в Россию длительностью шесть дней китайский турист, по его словам, в среднем тратит на покупки и развлечения $600 при стоимости тура $1,3–1,5 тыс. Самые популярные покупки — ювелирные изделия, золото, янтарь, товары мировых брендов. Кроме того, накануне отъезда китайцы массово закупают продукты питания в рознице, чтобы забрать их с собой домой, отметил Агамов.

Сколько Россия заработала на ЧМ-2018

За весь 2018 год больше всего — $987 млн — в России потратили гости из Германии, следует из материалов ЦБ. Основной фактор, который вывел Германию в лидеры, — это прошедший в России чемпионат мира по футболу, указывает директор по маркетингу туроператора UTS.Russia Александра Петрова.

В год проведения чемпионата приехавшие в Россию иностранцы потратили, по данным ЦБ, $11,5 млрд (из них $7,5 млрд — граждане из стран дальнего зарубежья). Эта цифра больше, чем за предыдущие три года, но несколько меньше, чем до введения санкций. В 2014 году экспорт услуг по статье «Поездки» принес России $11,7 млрд, а в 2013-м — $11,9 млрд.

Елена Сухорукова

По материалам: “РБК”

Ранее

ФАС обнаружила рост цен на авиабилеты на рейсах с Superjet

Далее

Систему быстрых платежей Центробанка могут интегрировать с отечественным мессенджером

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru