FT рассказала, как компания Тимченко участвует в восстановлении экспорта фосфатов из Сирии

Сирия увеличивает экспорт фосфатов, прекратившийся несколько лет назад из-за войны, и активную роль в этом играет компания российского миллиардера Геннадия Тимченко, пишет Financial Times

Представитель «Стройтрансгаза» настаивает, что контрактов в этой стране у компании нет.

Компания «Стройтрансгаз Логистика», «дочка» «Стройтрансгаза» находящегося под санкциями США миллиардера Геннадия Тимченко, укрепляет доминирующие позиции в отрасли добычи и торговли фосфатами в Сирии, пишет Financial Times.

Сирия — один из мировых лидеров по запасам фосфатов, которые необходимы для производства удобрений. До войны Сирия экспортировала 3,1 млн тонн фосфатов (данные за 2010 год), но к 2016 году экспорт прекратился. В последние годы отрасль начала восстанавливаться и в этом году экспорт резко вырос, пишет FT: по данным исследовательской компании CRU, поставки фосфатов из Сирии в этом году достигнут 460 000 тонн против 328 000 тонн в 2018 году.

Весной 2018 года сирийские СМИ сообщили, что парламент Сирии собирается ратифицировать контракт с компанией «Стройтрансгаз Логистика» на добычу фосфата из рудника недалеко от Пальмиры, отмечает FT. Издание со ссылкой на сирийские СМИ также пишет, что «Стройтрансгаз Логистика» сотрудничает с государственной сирийской компанией General Fertilizer Company (GFC) в Хомсе, где расположен завод по производству удобрений. Компания также в этом году получила контракт на эксплуатацию порта Тартус (об этом министр транспорта Сирии Али Хамуд говорил газете al-Watan в апреле), откуда сырье и удобрения отправляются за границу, отмечает FT.

Завод в Хомсе FT называет «ключевым» для производства фосфатов в Сирии и пишет, не уточняя источник информации, что предприятие «патрулируют вооруженные российские наемники». По данным издания, на завод «Стройтрансгаз Логистика» пришла в апреле и сразу столкнулась с трудностями: работники, недовольные низкими зарплатами, устроили забастовку, а из-за спора между соруководителями представителя сирийской стороны в какой-то момент «вывели с территории завода». «Мы всегда спорим о том, за кем последнее слово — россиянами или сирийцами», — сказал газете неназванный сотрудник General Fertiliser Company.

Неназванные источники FT, осведомленные о процессе поставок, говорят, что сейчас Сирия экспортирует фосфаты из своих запасов, а новой добычи в стране не ведется. «У «Стройтрансгаза», похоже, есть права на добычу сирийского фосфата, но неясно, действительно ли он начал добычу», — пишет FT.

Фото Алексея Дружинина / ТАСС

Во время подготовки статьи в июле FT связалась с представителем «Стройтрансгаза» в Дамаске — он подтвердил газете, что работает на компанию, но отказался от дальнейших комментариев. Но после звонка журналистов контакты дамасского офиса были удалены с сайта, пишет FT.

«Стройтрансгаз» сообщил FT, что комментировать компании нечего, так как у нее и ее дочерних предприятий нет контрактов в Сирии. Комментировать беседу газеты с сотрудником компании в Дамаске и упоминания организации сирийскими СМИ представители «Стройтрансгаза» отказались.

Кто покупает сирийские фосфаты?

Трудно определить, насколько велик объем поставок сирийских фосфатов и удобрений за границу, отмечает FT. Некоторые компании, занимающиеся торговлей фосфатами, указывают, что якобы экспортируют сырье не из Сирии, а из Ливана, хотя в этой стране даже нет фосфатных месторождений, рассказали FT топ-менеджеры нескольких таких организаций. По данным Евросоюза, в прошлом году только в Нидерланды из Ливана были экспортированы фосфаты на €2 млн, отмечает FT. Источник, работающий на сирийской таможне, рассказал газете, что в Ливан из страны идет «постоянный поток загруженных фосфатами грузовиков».

Также газета изучила ливанские и сирийские таможенные документы. В мае и июне из ливанского порта в Триполи были отправлены две партии фосфатов примерно по 6000 тонн каждая. Один из грузовых кораблей — Raouf H —прибыл из Ливана в греческий порт Неа Карвали, сообщает сайт MarineTraffic.com. Второе судно — Tenacity — также прибыло в Неа Карвали, пишет FT со ссылкой на транспортные документы.

Ливанская Cedar Marine Services, владеющая Raouf H, не ответила на запрос FT. О компании-операторе судна Tenacity газета также не смогла получить комментарий. Греческое статистическое ведомство сообщило, что соберет для FT данные об импорте удобрений, но затем перестало отвечать на запросы.

Поставки фосфатов из Сирии не подпадают санкции Евросоюза — европейцам запрещена только покупка сирийских нефти, газа, товаров военного и двойного назначения. Однако торговля фосфатами находится в тени, в том числе, потому, что часть прибыли от сделок достается правительству президента страны Башара аль-Ассада, действия которого осуждают западные страны, пишет FT со ссылкой на неназванных бизнесменов.

Тимченко и «Стройтрансгаз» с 2014 года находятся под санкциями США. Этот факт, а также связи Тимченко с российским руководством (президент Владимир Путин называл миллиардера одним из своих друзей) делают его одним из немногих бизнесменов, желающих и имеющих возможность заниматься фосфатами в Сирии, пишет FT со ссылкой на неназванных топ-менеджеров и аналитиков. «Для него это просто бизнес», — сказал один из собеседников газеты. 

Александр Пятин

По материалам: “Forbes”

Ранее

Власти допустили подключение Минобороны к стройке космодрома Восточный

Далее

РЖД может принять участие в модернизации железных дорог Монголии

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru