“Шофер ударил хлыстом по лицу”

Автомобильные разборки прошлого

Столичная «молодежка» среди прочих актуальных вопросов уделяла внимание и автомобильной тематике, проблемам уличного движения. Особенно интересно читать заметки на эту тему, опубликованные в первой половине прошлого столетия. Ведь там идет речь о настоящей экзотике для современных москвичей!

Как ездили по городу наши дедушки-прадедушки? Уличное движение в довоенной Москве имело свои характерные черты, да и «упражнения», которыми порой занимались водители автотранспорта, по сегодняшним меркам выглядят ну о-очень своеобразно.

«Молодой ленинец», 17 марта 1927 г.:

«…Вчера МКХ установил на углу Кузнецкого Моста и Петровки семафор по урегулированию уличного движения. Семафор регулируется поворотом ручки… В случае благоприятных результатов такие семафоры будут установлены и на других центральных московских улицах».

«МЛ», 26 ноября 1926 г.:

«ШОФФЕР-ХУЛИГАН. Шоффер легкового автомобиля, шедшего вчера вечером по Рождественке в направлении Трубной пл., ударил хлыстом по лицу переходившего улицу гр. В.Н.Прокофьева. Ошеломленный ударом Прокофьев не успел заметить номер автомобиля. Хулиган-шоффер скрылся».

Некоторые заметки, обнаруженные в старых номерах «МК», рассказывают о весьма оригинальных разработках советских конструкторов.

«Московский комсомолец», 26 октября 1940 г.:

«ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ. Задача состоит в том, чтобы как можно шире развить использование твердых видов местного топлива — древесины, угля, торфа… На лесоразработках газогенераторные тракторы и автомобили уже нашли широкое применение, используя древесные чурки и уголь в качестве топлива. На очереди — использование твердого топлива в легковом автомобильном транспорте. Пока известны у нас три модели таких автомобилей. Каждая выполнена в виде опытного образца. Газогенераторная установка смонтирована на обычном легковом автомобиле «М-1» и рассчитана на древесные чурки. Газогенератор расположен позади и имеет форму багажника. Недавно были произведены дорожные испытания … Максимальная скорость с полной нагрузкой достигала 79 км/час. Одной загрузки чурками хватало на 150 км пути. В конце сентября нынешнего года газогенераторный автомобиль участвовал в автопробеге Москва—Ленинград—Москва. Весь путь в 1540 км машина прошла на древесных чурках. …В ближайшее время машина поступит в 10-й таксомоторный парк для опытной эксплоатации на улицах столицы. Для управления газогенераторным автомобилем подготовлены водители-стахановцы т.т. Добросердов и Хомяков».

Однако подобной экзотикой газета не слишком увлекалась, гораздо чаще на страницах «молодежки» можно найти публикации, посвященные серийной продукции заводов. Новинки советского автопрома всегда преподносились «под звук фанфар».

«МЛ», 10 апреля 1927 г.:

«С конца 1924 г. разбросанные по всей Москве автогаражи стали пополняться советскими полуторатонными грузовичками с надписью «АМО» на радиаторе. Некоторые шофферы, рассматривающие только что прибывшую машину, с насмешкой говорили: «Смотри, гроб какой притащили. Месяц, должно быть, послужит, ну от силы — два!» …Не обращая внимания на заявления даже самых авторитетнейших в московских гаражах автомобильных «спецов», рабочие завода «АМО» … с чувством гордости продолжали выращивать в своих цехах советский автомобиль. … Отзывы с мест говорили, что амовский грузовичок работает в полной исправности, не хуже «фордов». Завод «АМО» начал получать заказы на машины со всего Союза. … Цена грузовичка была вначале 19 000 р., но потом, когда приступили к массовому изготовлению, цена упала до 12 000 р.

Вслед за грузовичками «АМО» стал выпускать автобусы. Амовские автобусы не хуже бегающих по Москве английских «Лейландов» перевозят пассажиров в Минске, Туле, Коломне и других городах. Если вы встретите в Москве автобус №23, обратите внимание на его кузов. Он изготовлен на «АМО», и попробуйте отличить его от заграничных!..

До сего времени заводом выпущено всего до 300 грузовиков, 30 автобусов, 20 карет «скорой помощи», и теперь впервые выпускается собранный на днях легковой автомобиль. Его скорость равняется 80 верстам в час. Цена 18 000 р. Испытание показало его хорошие качества. Через несколько дней будет выпущено еще 4 легковых машины, а спустя некоторое время завод приступит к постройке крупной партии по заданию Автотреста».

«ЗиС-127». Фото: ru.wikipedia.org

«МК», 25 октября 1945 г.:

«Вскоре с конвейера московского завода малолитражных автомобилей сойдет машина новой марки. В беседе с нашим корреспондентом главный конструктор завода Н.И.Борисов рассказал:

— Новый автомобиль выгодно отличается от прежних малолитражек и по своему внешнему виду, и по рабочим качествам. Машины будут окрашены в цвета различных оттенков — от темных до ярко-светлых. Внутри они будут обиты тканями стильного рисунка. Изящно отделанную панель приборов украсят блестящие хромированные детали и цветные изделия из пластмассы… Новая малолитражка будет носить название «Москвич». До войны наш завод выпускал машины марки «КИМ». Новая малолитражка коренным образом отличается от старого типа. В классе малолитражных автомобилей она занимает выдающееся место. При сравнительно небольшом весе (800 кг) она вмещает четырех пассажиров… На 100 км пробега новой малолитражке требуется всего 8 литров горючего…»

«МК», 10 апреля 1955 г.:

«…Необычный по быстроходности новый серийный автобус ЗИС-127 предназначен для круглогодичных междугородных сообщений по магистральным дорогам I и II класса. … Двигатель на автобусе расположен в задней части. Это двухтактный 6-цилиндровый дизель марки «ЯАЗ-206В». Мощность двигателя — 180 л.с. Средняя скорость автобуса — 70–85 км/час, но может быть доведена и до 100 км/час.

Благодаря оригинальному решению конструкции тормозной системы при повреждении передних и задних тормозов машина может безостановочно продолжать движение до ближайшего ремонтного пункта. Если снизится давление в воздушных баллонах, автоматически начинает работать звуковой сигнал, извещающий водителя о неисправности тормозной системы.

Газогенераторная «Эмка» «ГАЗ М-1». Фото: Bundesarchiv

Пассажирский салон рассчитан на 32 места. В кузове имеются специальные полуспальные сиденья. … Кресла пассажиров снабжены лампочками индивидуального освещения. Если остановка машины происходит ночью, освещается подножка и дорога перед ней. Багаж пассажиров хранится в особом помещении под полом. Багажник вмещает 40 чемоданов. … Автобус радиофицирован. Кроме того у каждого сиденья имеются наушники. Находясь в пути, пассажиры могут слушать радиопередачи из Москвы и других городов…»

«МК», 7 июня 1962 г.:

«10000-ый автобус сошел вчера с конвейера Ликинского автобусного завода. Первую машину здесь выпустили ко дню открытия XXI съезда. В 1962 г. завод выпустит 5000 автобусов — в 24 раза больше, чем в 1959 г. ЛИАЗы экспортируют в Монголию, Болгарию, Индию, Афганистан, Гвинею, Египет, Кубу …»

«МК», 20 ноября 1973 г.:

«Завершила путешествие по гористым трассам Норвегии передвижная выставка-караван, организованная Всесоюзным объединением «Автоэкспорт». … За двухнедельное пребывание в Норвегии выставка побывала в семи крупнейших городах… Многочисленные посетители, представители деловых кругов проявили большой интерес к новинкам советского автомобилестроения. Здесь можно было увидеть уже хорошо известные в Норвегии «Москвичи», «Волги», «Лады» («Жигули»), а также вездеходы, микроавтобусы, грузовики. Местные эксперты считают, что впервые демонстрировавшийся «Запорожец ЗАЗ-968» как бы специально приспособлен к условиям Скандинавии. Ожидается, что в следующем году эти автомобили появятся на дорогах Норвегии. По мнению норвежских специалистов, новая модель «Лада-1500» («ВАЗ-2103»), отличающаяся современным интерьером и комфортабельностью, во многом превосходит поставляемые на скандинавский рынок «Опель-кадет» и «Форд-эскорт». В центре внимания посетителей выставки оказался также «советский джип» — новый вездеход Ульяновского автозавода… Вместительная «Волга-пикап» особенно приглянулась местным таксистам. … Местная пресса… отмечает, что Запад не должен удивляться, «если русские буквально в ближайшее время станут опасными конкурентами на мировом рынке автомобилей».

Конечно, нам теперь, с высоты начавшегося XXI века, можно смотреть на автомобильные достижения полувековой давности с некоторой снисходительной усмешкой: вот, мол, убогость-то какая! Однако для жителей Страны Советов, читавших эти заметки в свежем номере газеты, столь бодрая информация была очень важна. Она вселяла уверенность, что дела в отечественном автопроме идут, и, значит, когда-нибудь появится у каждого совгражданина реальная возможность сесть за баранку собственного авто. С такой надеждой и жить веселее!

Александр Добровольский

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

«Пока не знаем точно, как увеличится нагрузка на сети»

Далее

Даешь миллион!

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru