ПОЧЕМУ РОССИЯ ОКАЗАЛАСЬ СТОЛЬ БЕЗРАЗЛИЧНОЙ К СУДЬБЕ ПОГИБШЕГО КОРАБЛЯ?
70 лет назад, 7 ноября 1941 года, в 11 часов 29 минут торпеда с фашистского самолета «ХЕЙНКЕЛЬ-111» оборвала плавание санитарного транспорта «Армения». Одна из самых масштабных и трагических катастроф на море унесла жизни около семи тысяч человек, тем самым превысив число погибших на «Титанике» в пять раз. Поиск места затопления ведется исключительно силами украинских поисковиков-энтузиастов, но не Россией, что более чем странно.
Широкому кругу читателей о гибели «Армении» известно крайне мало, а большинство из них и вовсе ничего не знает об этой трагедии. И это не удивительно, поскольку катастрофы такого масштаба, по сложившейся с советских времен традициям, принято замалчивать.
Как же развивались события 70-летней давности?
Грузо-пассажирский лайнер «Армения» был построен в 28-м году в Ленинграде и курсировал на линии Одесса-Батуми. Теплоход был рассчитан на 518 каютных, 125 сидячих и 317 палубных пассажиров. Кроме того, судно могло перевезти в трюмах до тысячи тонн груза. С началом Великой Отечественной войны теплоход переоборудовали под санитарный транспорт: рестораны стали операционными и перевязочными, в каютах разместили дополнительные подвесные койки. На бортах и палубе яркокрасной краской были нанесены огромные кресты – отличительные знаки санитарного судна. Экипаж состоял из 96 человек и медперсонала: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.
6 ноября транспорт стал под погрузку в Севастополе. За пять месяцев войны «Армения», капитаном которой был бесстрашный Владимир Плаушевский, успела совершить 15 опасных рейсов в Одессу. Было спасено около 16 тысяч человек. В этот раз на борт транспорта было принято около трехсот раненых, весь медперсонал военно-морского госпиталя, санитарный склад, медико-санитарный отряд, а также госпиталь Ялтинского санатория…
Огромная лавина людей пыталась втиснуться, занимая каждый сантиметр свободного пространства. Таким образом, судно оказалось безнадежно перегружено. Раненые и здоровые, гражданские и военные – количество их измерялось тысячами, а с берега всё напирали и напирали. Происходящее походило на хаос обезумевшей толпы, стремящейся во что бы то ни стало покинуть блокадный город. Забрав партийных и советских работников (для них место находилось всегда!), «Армения» в сопровождении всего двух сторожевых катеров покидает Севастополь и берет курс на Кавказ. Однако уже на рейде Балаклавы судно застопорило ход. На борт опять принимают раненых, сотрудников НКВД и некий таинственный груз – несколько десятков деревянных ящиков. (Позже выяснится, что это были золото и ценности крымских музеев). Несмотря на потерю времени и катастрофический перегруз, поступает новый приказ – зайти в Ялту и забрать там партактив, госчиновников.
Капитан Плаушевский понимал, что судно отправляют на верную гибель. Он пришел в ярость, однако не подчиниться он уже не мог. Ровно в восемь утра «Армения» двинулась навстречу своей смерти. (Немцы появились в Ялте лишь спустя сутки!). По официальной версии, к тому времени на борту находилось 6000 человек, по другим данным – все семь. Да и кто мог в суматохе всех точно пересчитать!? По словам очевидцев, людей на корабле было, как сельдей – в бочке. Транспорт не прошел и 30 морских миль, как начался налет вражеской авиации. Из-за шторма корабли охранения вести прицельный огонь не могли. Фашисты же буквально терзали беззащитный теплоход с красными крестами. Не видеть эти отличительные знаки они не могли. Два вражеских торпедоносца «ХЕ-111» на бреющем полете сбросили по две торпеды. Первый из летчиков промазал – выпущенная им пара торпед взорвалась о прибрежные скалы. Прошел мимо и третий снаряд, сброшенный со второго бомбардировщика. Зато четвертая торппеда угодила точно в цель – в носовую часть корабля…
В течение четырех минут «Армения» штопором, кормой вверх, ушла на дно, увлекая за собой все живое. Сторожевым катерам охранения оставалось лишь подобрать тех, кто «родился в рубашке» – их оказалось всего восемь человек. Часы показывали 11 часов 29 минут. Именно в это время Сталин произносил речь на Красной площади перед участниками исторического парада. О гибели “Армении” вождь всех времен и народов не отреагирует никак.
Мир помнит Александра Маринеско, потопившего на подлодке «С-13» грозный фашистский транспорт «Вильгельм Густлов» с пятью тысячами подводников на борту, после чего Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом. До сих пор история гибели немецкого корабля постоянно на устах… А о нашей «Армении» по- прежнему предпочитают молчать. И не не только в Европе, но даже на его Родине, в России.
Масштабы двух катастроф сопоставимы по количеству жертв. Но почему, повторяю, первая известна всему миру, другая – предана забвению. Даже в Боевой летописи советского ВМФ о самой большой трагедии войны на море не сказано ни слова! По чьей же вине с жизнью расстались тысячи человек? Кто отдал преступный приказ выйти в море? Кому выгодно держать в тайне и продолжать умалчивать крупнейшую трагедию минувшей войны? Почему до сих пор остается неизвестным точное место крупнейшей катастрофы – может быть, его специально не обозначили на морских картах? Ответы на эти вопросы и сегодня покоятся где-то там, в морских глубинах.
Совсем недавно были предприняты совместные попытки украинских и американских поисковиков обнаружить останки «Армении», в том числе с помощью глубоководного аппарата американца Билларда, ранее нашедшего «Титаник». Обследованы все возможные точки координат места затопления. В 2008 году использовался самый современный немецкий поисковый аппарат. Указанный квадрат «облазили» вдоль и поперек 27 раз! Нашли старинный парусник, затонувший баркас, гильзы от снарядов времен войны. А след 110-метровой «Армении» будто простыл.
Разговоры о том, что санитарный транспорт провалился в морскую пропасть и его завалило илом тоже несостоятельны. Характеристики и особенности грунта в этом месте позволяют сомневаться в наличии пропасти – гидролокатор не обманешь. Специалисты допускают, что на господствующих глубинах от 400 до 1500 метров судно все-таки соскользнуло по склону на еще большие глубины и отыскать его тогда намного сложнее.
Однако имеет право на жизнь и другая версия – не там ищем! Понимая безвыходность ситуации, в последний момент опытный капитан мог и сам принять решение лечь на обратный курс – на Севастополь, под прикрытие зенитной артиллерии и авиации главной базы флота. Но вероятнее всего Владимир Плаушевский действовал во исполнение Директивы ставки ВГК № 004433 от 7 ноября 1941г. за подписью самого Сталина (она была подписана в два часа ночи. – Авт.), первый пункт которой гласил: Севастополь ни в коем случае не сдавать! Капитан в то утро мог получить приказ вернуть персонал госпиталей обратно в Севастополь.
А это означает, что искать в таком случае надо уже не у Гурзуфа, а западнее, на траверзе мыса Сарыч, где «Армению» пока никто не искал…
В этом году состав малочисленной экспедиции чисто украинский. Российская сторона, увы, участия в поисках по-прежнему не принимает. Родственники тысяч безвинно погибших недоумевают, почему в Крыму до сих пор нет даже памятного знака жертвам той страшной трагедии? Почему устранилась от поиска Россия? Если нам важна наша история, и мы ею дорожим, братская могила на дне Черного моря должна обрести свои координаты. Найти «Армению» – наш святой долг перед погибшими!
Геннадий ДИАНОВ,
собкор «ДВ»,
капитан 2 ранга запаса
СЕВАСТОПОЛЬ