Кнут без пряника

ЧТОБЫ ВЗРОСЛЫЕ ДЯДИ НЕ ГАДИЛИ ВО ВДОРАХ И НА УЛИЦАХ, ИХ, ПОХОЖЕ, НАДО БИТЬ НЕ ТОЛЬКО ПО КАРМАНУ, НО И ПО ЗАДНИЦЕ, КАК ТОГО ПОВЕЛЕВАЛ ЕЩЕ ПЕТР ПЕРВЫЙ

 Рыжеватого сословия, словно начинающий подгнивать апельсин, автомобильчик – ростом на одну затяжку дамской сигареты, а ведет себя в городской пробке, словно он «бентли» или депутатский лимузин. Нервно попискивает гудочком, затем водительница-воительница приоткрывает окошко и шварк – на асфальт летит недокуренная сигарета, а следом за ней мятый пакетик из-под сока…  Дамочка нервно закуривает следующую сигарету, длинную и тонкую, как шпилька ее туфельки.

 

Времена и нравы? Да не торопитесь вы, откройте книгу «Драйзер смотрит на Россию», в которой знаменитый американский писатель замечает: «В России постоянно поражаешься истинности утверждения: чистоту нельзя насаждать с помощью закона или декрета… это прежде всего свойство самой личности. Либо человек любит и поддерживает чистоту и порядок, либо нет».

И далее Драйзер как бы поясняет, что именно он имеет в виду: «… Я не престаю удивляться, как народ численностью в 150 миллионов может тягаться с соседствующими современными европейскими государствами, до сих пор не воспитав в себе отвращение к грязи… Содержание домов, дворов, улиц, туалетов… вызывает у человека с Запада чувство, что так быть не должно». В завершение статьи Драйзер обратился к СМИ, как мы сейчас бы сказали: «Прошу опубликовать это в московских газетах».

Перелистал, не поленился, пожелтевшую от времени периодику той поры. Но, увы, следов публикаций не обнаружил: тогда, похоже, от просьбы Теодора Драйзера отмахнулись. Но ведь и сейчас не поздно! Кроме того, плакатики с поучительным текстом Драйзера не мешало бы развесить в кабинетах и в приемных мэров и префектов, тем, которые шуршат инструкциями, а почитать классика недосуг.

Одна из районных газет столицы хвалится: «Капитальный ремонт прошел в 47 дворах… Теперь там стало очень хорошо! Появились красивые клумбы и газоны». Я ежедневно прохожу мимо одной такой пожухлой, обрамленной кирпичами т. н. «клумбы», которая, кроме уныния, ничего у меня не вызывает…

А в полукилометре от этого места, аккурат напротив станции метро «Алексеевская», стоянка такси. Их маршрут – от метро до телецентра – некоторые пассажиры называют творческим. Надо думать, в очереди на маршрутку стоят люди деловые и интеллигентные. Пока дожидаются появления такси, говорят о возвышенном. И очень много курят. А подошла машина – куда окурок-то девать? Не тащить же за собой, в салон автомобиля. Шварк – в середину заменившей собой урну изношенной шины. Через час-второй эта искусственная пепельница скрывается под горой «бычков». Вот вам и интеллигенция…

Подобного рода несанкционированные курилки можно увидеть также у крупных супер- и гипермаркетов. Пока хозяева подкатывающих к магазинам крутых «тачек» отовариваются салатиками и аккуратно наструганной колбаской, водила успевает выкурить не одну сигарету, выбрасывая окурки через полуоткрытое окошко прямо на асфальт.

И впрямь, не везти же их с собой… Асфальт же выдержит всё.

Так, видимо, считают и неизвестные «рекламодатели», нашедшие еще одно фасонистое «украшение» тротуарам – они размалевывают их подножной рекламой. Одна зовет в баню-сауну, вторая обещает «штампы и печати», третья подсказывает что-то сомнительное. Но всех превзошли некие медики (или их доверенные лица?), которые на огромном квадрате цвета российского триколора чего только не понаписали – «Врачи 30 специальностей…», «Что не купишь за деньги?». А уже через два десятка метров хитрое приглашеньице: спешите в нашу поликлинику, она за углом, налево, мы ждем вас.

Всякие выверты и причуды случаются в медицинском обслуживании, но чтобы такое.

«Это не мы», – сказали мне в районном здравоохранительном ведомстве. Да я такого и предположить не мог, чтобы они… Но, может, отреагируете? Прохожу там же через неделю: те же замызганные бело-сине-красные «полотнища» на асфальте с теми же посулами и зазывами, только прибавился еще один: «стоматологи европейского класса».

Смириться? Так уже смирились! Чему способствуют добрые и звонкие докладики о разбитых клумбах и газонах, отремонтированных подъездах. Наш тоже попал под общую раздачу. Правда, загодя предупредили: «Ремонт не капитальный, косметический». Предупредили, кстати, незря. Ибо после него мы, жильцы дома, получили не закрывающиеся окна на лестничных площадках, вырванный с основанием светильник на первом этаже, где теперь полумрак, и замазанные белилами двери лифтов.

Не было печали. Сейчас жильцы ворчат и приступают ко второму акту сопротивления такому с позволенья сказать «ремонту» – звонят в ЖЭК (как с гуся вода), пишут письма – во все, само собой, инстанции. Впрочем, проку от переписки жильцы не ждут. Уж если коммунальные службы не прислушались к Драйзеру…

Смириться? Понять, наконец, что обещающая власть и ждущий от нее выполнения этих обещаний народ –не одно и тоже? Что это совсем разные категории, которые делятся на унижающих и униженных, на беспардонщиков и нормальных людей? Но ведь не все резервы противостояния исчерпаны. Их, новации, даже придумывать не надо. Следует только взять именной Указ Петра Первого, от февраля 1709 года, заменить первую строку «Великий государь указал сказать свой великого государя указ всяких чинов людям, которые живут в Москве, в Кремле…» – и вся недолга. Далее можно по царскому тексту: всем, грязнящим город, выбрасывающим мусор и творящим иное подобное. Например, надо бы оставить наказание: таких бить батогами («за первой привод»), а если ослушаются, во второй раз бить батогами же, да пени имать по пять рублей. За третий – бить кнутом, да пени по 10 рублей».

А что?! Почему бы этот указ не переписать? Можно его чуть подшлифовать, чтобы обывателю и чиновнику понятнее было, и передать на утверждение сначала в Мосгордуму, а потом и законодателям других городов и весей, чтобы не скучали. Можно заменить батоги и кнуты шомполами – на воинских складах таковые наверняка отыщутся.

Только чур, богатые и самонадеянные, не откупаться и вместо себя для наказаний кнутом, батогами или шомполами дворецких своих или бомжей всяких не присылать. Подставляйте, будьте любезны, свои собственные задницы. Они, как и асфальт, уверен, выдержат всё!

Константин БАРЫКИН,

лауреат медали Вл. Гиляровского «Лучший репортер»

и премии Союза журналистов РФ

 

 


 

МЕЖДУ ПРОЧИМ

 

В итальянском городе Поллика-Ачьяроли (Кампанья) штраф за брошенный окурок подняли до 1000 евро.

* * *

Природоохранная организация Ocean Conservancy составила список самых распространенных составляющих мусора (в штуках), который выглядит так: сигаретные окурки – 1,9 млн., оберточная бумага и упаковка для еды — 768 тыс., крышки и колпачки – 704 тыс., сумки и пакеты – почти 700 тыс., бутылки пластиковые – 570 тыс., бутылки стеклянные – 412 тыс., одноразовые чашки, тарелки, ложки, вилки и ножи – 353 тыс., соломинки для коктейлей – около 350 тыс. и жестяные банки из-под напитков – 328 тысяч.

Ранее

Дело не в кепке

Далее

Жестокий дар

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru