Владимир ПРОХВАТИЛОВ комментирует очередные политические сплетни от Стаса БЕЛКОВСКОГО.
Вышел в свет очередной пухлый (90 страниц) том политических сплетен под неряшливой(много опечаток) редакцией известного в либеральных кругах псевдоаналитика (прогнозы не сбываются) Стаса Белковского под внушительным названием «Русские войны: крупнейшие бюрократические, корпоративные, информационные конфликты в России в 2013 году».
Любопытное, надо сказать, чтение. Любопытное, но бесполезное. Длиннейший манускрипт заканчивается мрачной апокалиптической концовкой под названием «оргвыводы»:
«Анализ основных (отобранных произвольно по усмотрению ФСБ) конфликтов 2013 года подтверждает, что:
Современная Россия живет в условиях монетократии (всевластия денег), роль политических институтов и субъектов в построении механизма власти и её осуществления вторична.
Реальная «горизонталь власти» пришла на смену мифической вертикали.
Президент Владимир Путин, которому и друзья, и враги склонны приписывать огромное могущество, во многом является заложником описанной выше модели власти и с каждым днем все менее контролирует ситуацию как в элитах, так и в стране в целом.
Любой внутриэлитный конфликт в такой ситуации обладает значительным потенциалом нанесения системе критического или, по крайней мере, значительного (ощутимого) ущерба.
Страна переживает «грустный» период перестройки-2, при котором тотальное недоверие к самой системе власти (в данном случае — к монетократии и «горизонтали», подобно тому, как в конце 1980х было утрачено доверие к КПСС) как на уровне элит, так и среди народа в целом, сопровождается повышением общего уровня социального пессимизма до критических значений.
Судьба политико-экономической системы и страны «РФ» как таковой в этих условиях уже находится вне разумного контроля политических и экономических субъектов».
Белковские «оргвыводы» приведены в полном, хотя и облагороженном виде. Суть облагораживания – в расставлении отсутствующих знаков препинания. В оригинале их практически нет по весьма простой причине. Эксперты ФСБ торопились.
Не надо вскакивать со стула и сломя голову бежать к канадской границе! Это не те эксперты, о которых вы подумали. В рецензируемом тексте ФСБ означает всего лишь «Фонд Станислава Белковского». Ну, любит Стас рискованные шутки, что поделаешь. Сей факт не убавляет аналитического веса его докладу. Но и не прибавляет.
Торопился Белковский, видимо, потому, что хотел успеть облить своей явственно проглядываемой сквозь плохо отредактированные строки доклада горечью и злостью национального лидера (В.В.Путина) перед ожидаемой на этой неделе эпохальной пресс-конференцией.
В чем он (ФСБ) и преуспел. Облил, не поскупился. Отчего у столь небедного человека, каковым является господин Белковский эта неприкрытая горечь и злость?
Отвечу – не в деньгах счастье, дорогие читатели. Когда человек забывает, сколько у него миллионов тугриков, он начинает желать не столько новых тугриков, сколько того самого чувства, коего домогался великий комбинатор Остап Бендер от красавицы Зоси Синицкой. Искомое чувство зовется на Руси взаимностью, а в политическом дискурсе – востребованностью.
Со времен освоения господином Белковским 50 миллионов долларов, выделенных ему и Глебу Павловскому для достижения победы над оранжевой революцией на Украине в 2004 году, востребованность этих как бы политтехнологов приблизилась к абсолютному нулю, известного в научных кругах под названием точки замерзания. Если господин Павловский согревается путем мелкого и изящного трепетания языком пред либеральной публикой, то Белковский греется шумно и смачно – бьет во властную вертикаль из главного калибра. Он громко утверждает, что ее нет.
Основной лейтмотив обширного доклада в том, что в стране нет властной вертикали. А есть властная горизонталь. Для подзабывших курс школьной арифметики читателей напомним, что вертикаль и горизонталь, извините за выражение, перпендикулярны. То есть одна – прямо, а другая – вбок.
Если этот новость, то только для тех, кто с самого ГКЧП не отрывался от мыльных опер и романтических сериалов про ментовские войны. И весь смысл политики Владимира Путина в последние годы, в годы его третьего президентства – в попытке этот перпендикуляр выпрямить или сломать об коленку. И реформы Сердюкова, и реформы Фурсенко и Ливанова, и реформа (разрушение) РАН, и все прочее политреформаторство, составляют реальное наполнение этой президентской попытки. Он не может сказать вслух, что России (в его представлении) больше не нужна могучая армия, лучшее в мире образование и фундаментальная наука.
России (в его представлении) нужна маленькая армия для приграничных сражений и полицейских операций. России (в его представлении) нужны грамотные рабочие в большом количестве и чуть-чуть инженеров, которых, впрочем, можно и из-за границы выписать. А поэтому и делать из школьников творцов и мыслителей ни к чему. России (в его представлении) наука практически не нужна, потому что нефтегазовые компании все необходимые им технологии купят у своих западных партнеров.
Белковский обо всем этом говорит, только выводы делает неправильные. Властная горизонталь – это и есть настоящая российская власть. И в настоящее время она объявила тендер на лучшего управляющего своими горизонтальными делами.
Победителем конкурса, вероятно, станет Владимир Путин, убедившийся в необходимости отказаться от изжившей себя «кудриномики», как квинтэссенции либеральных подходов к регулированию народным хозяйством.
Но, чем черт не шутит, победить в этом федеральном тендере может и его непримиримый конкурент – Владимир Путин, убедившийся в том, что коней на переправе не меняют, что «кудриномика» себя хорошо зарекомендовала, как эффективный инструмент удушения совершенно не нужной нефтегазовым корпорациям обрабатывающей промышленности, а особенно прожорливой оборонки.
Обсуждение иных кандидатур является антинаучной риторикой, лишенной практического смысла, на которую могут повестись, как упоминалось выше, лишь фанатики мыльных опер и ментовских сериалов.
Кто из нас прав – я или Белковский – рассудит время. И что-то мне подсказывает, что со временем, горечи и злости в сочинениях ФСБ (Фонда Станислава Белковского) изрядно прибавится.
Если же кого-то интересуют свежие политические сплетни и анекдоты, лишенные даже малейших признаков грамотного анализа – читайте первоисточник.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ,
Президент Фонда реальной политики (Realpolitik),
эксперт Академии военных наук