Как правило, современные США сравнивают с гибнущим СССР по внешним признакам. Сверхдержава с кучей проблем, со всеми ссорится, находится в явном идеологическом тупике и впадает всей верхушкой власти в явный маразм
Значительно реже сравнивают экономики двух стран. На первый взгляд, кажется, что будто у СССР и США мало общего, однако, если слегка копнуть, можно заметить, что американцы сумели напороться ровно на те же грабли, что и мы полвека назад.
Чтобы экономика работала, в ней должны быть, грубо говоря, работающие заводы (или лаборатории, или барбершопы, или любые другие предприятия). Чтобы заводы работали нужно, чтобы для них в экономике было место: рынок сбыта, ресурсы, рабочая сила и так далее. Чтобы для заводов было место, нужно, чтобы неработающие заводы регулярно закрывались, освобождая место работающим.
В этом, собственно, и зарыта собака. СССР не закрывал заводов, так как в плановой экономике в принципе не было такого механизма. Из-за этого вся советская промышленность, всё советское сельское хозяйство постепенно превратились в орду зомби, только симулирующих полезную деятельность.
Представьте себе квартиру человека, который никогда и ничего не выкидывает. Представьте себе, что он очень долго живёт в этой квартире и постепенно забил её разным хламом почти целиком, как это бывает с больными «синдромом Плюшкина». Вот, что представляла собой советская экономика в конце восьмидесятых годов:
https://fritzmorgen.livejournal.com/1501538.html
Формально, да, мы были очень богаты: три ржавых холодильника, пять покрытых пылью телевизоров, куча «почти новой» одежды, запасы каких-то плесневелых солений двадцатилетней выдержки… в итоге, однако, всё это «богатство» не только не спасло нас, но и сыграло важную роль в погружении экономики СССР на дно.
Сейчас ровно то же самое происходит с США. Ещё 20 лет назад система работала не идеально, но вполне терпимо — когда твой завод проваливался в минус, ты разорялся и уходил с рынка, освобождая место новому предприятию. Теперь, увы, всё не так — нежизнеспособные заводы так долго поддерживали на плаву кредитами, что американская экономика заползла в глубокий тупик.
Открывать новые производства уже невозможно, ибо все рынки плотно заняты старыми. Закрывать старые тоже невозможно, ибо их банкротство обрушит по цепочке сначала банки, а потом и всю экономику целиком. Остаётся только оттягивать неизбежное в надежде, что в ближайшее время на Землю упадёт крупный метеорит и избавит власти США от необходимости разгребать всю эту ароматную кучу проблем.
Цитирую из свежей статьи Кримсона:
https://ria.ru/20190605/1555254784.html
Если пересказать статистику в максимально грубой и слегка утрированной форме, получается, что уровень долгов в целом дошел до критического и при этом их качество (то есть количество кредитов, выданных компаниям с сомнительным финансовым положением и компаниям типа “Рога и Копыта Инкорпорейтед”) радикально ухудшилось. Если по каким-то причинам (под “причиной” обычно подразумевается Дональд Трамп и его бесконечные торговые войны) экономика почувствует себя хоть чуть-чуть хуже, то весь этот долговой карточный домик развалится, нанеся при этом серьезный ущерб экономике в целом.
…
Если оставить ситуацию как есть, то ничего хорошего тоже не выйдет: рано или поздно внешний шок или естественный конец экономического цикла приведет к той же самой цепной реакции дефолтов, но с еще худшими последствиями — ибо токсичные рискованные долги постоянно увеличиваются в размерах. Более того, если оставить ситуацию без изменений, то непродуктивные компании-зомби (то есть те самые “мусорные заемщики”) будут оттягивать на себя кредитные ресурсы, которые в нормальных условиях должны были достаться более эффективным компаниям. Эта проблема особенно ярко проявляется в контексте попыток администрации Дональда Трампа запустить реиндустриализацию США: кто будет кредитовать “скучных” производителей условных холодильников с низкой доходностью, если можно (в погоне за высокой доходностью) кредитовать очередной убыточный, но модный стартап — такой как, например, компания UBER?
…”почти 25 процентов американцев влезают в долги, пытаясь заплатить за расходы первой необходимости, такие как покупка еды”. Это указывает на парадоксальную (но предсказуемую с точки зрения экономической теории) ситуацию: кредитная накачка неэффективного корпоративного сектора, которая вроде бы должна способствовать общественному благоденствию, на деле не способствует повышению уровня жизни общества в целом.
Лично я пока что не вижу для США хотя бы теоретический возможности вылезти из тупика, в который их загнали безответственные политики. Провести кратную девальвацию доллара? Катастрофа. Укрепить доллар? Массовые банкротства, потом гиперинфляция. Создать искусственный интеллект, сделать новый технологический переход, вот это всё? Нет, не успеть. Всё это, может, и будет, но не настолько быстро, чтобы успеть спасти задыхающегося в тупике гиганта.
Самое грустное, что Дональд Трамп, выступающий сейчас в роли американского Горбачёва, не может уже ничего изменить. Чтобы вырулить из пропасти, нужно перенестись в 1999 или, самое позднее, в 2008 год. К несчастью американцев, последним президентом, который мог ещё что-то изменить, был даже не Барак Обама, а Джордж Буш — младший. Тот самый харизматичный увалень, который заявлял, что не даст терьерам захватить Америку, и утверждал, что люди могут мирно сосуществовать с рыбами.
Олег Макаренко