Под занавес прошлого года кадастровая палата Одинцовского района Подмосковья не досчиталась одного сотрудника.
Прямо у служебного входа был задержан начальник отдела кадастрового учета Павел Съедин. Изъятые у чиновника при обыске 500 тысяч долларов и 3 миллиона рублей, по версии следствия, он получил за постановку на учет 300 земельных участков в Солнечногорском районе.
Увы, это не первый случай из серии «земельный беспредел».
В 2010 году на махинациях с землей задержали трех сотрудников Пушкинской райадминистрации, в том числе замглаву района Дениса Соломатина. Их обвинили в присвоении 25 га земли на сумму более 500 млн. рублей. В 2011 году счет пошел на валюту. При получении взятки в 1 млн. 330 тыс. долларов задержан советник главы Солнечногорского района Московской области, заместитель директора МУП ”Кадастровое производство” Владимир Третьяк. Чиновник, используя служебное положение, содействовал жителю Москвы в получении в аренду 12 земельных участков общей площадью около 3 га под строительство коттеджного поселка…
В августе 2011 года на межведомственном совещании прокурор Московской области А. Аникин подчеркнул: «Земельные правоотношения в регионе имеют особую остроту. За отчуждением земли зачастую стоят коррупция, нарушения прав граждан и интересов государства. Органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения действующего законодательства при распоряжении землей. Всего в первом полугодии 2011 г. органы прокуратуры Московской области выявили более 1,5 тыс. нарушений земельного законодательства». По материалам проверок возбуждено семь уголовных дел, был разработан комплекс совместных мер по активизации работы на данном направлении.
Однако сколько мер прокуратура ни разрабатывай, если есть почва для правонарушений, мало что изменится. Особую роль в решении этих проблем и в обеспечении землеустройства призвана играть законодательная база. А она-то как раз и хромает.
В ноябре 2011 года я присутствовал на заседании аграрного комитета Совета Федерации, где остро выступил и Михаил Бочаров, замдиректора департамента недвижимости Минэкономразвития РФ.
– Чего сейчас не хватает в обеспечении надлежащего землеустройства? – задался он вопросом и сам же на него ответил: – Прежде всего, ясности в том, что за этим скрывается, и в том, кто же все-таки ответственное лицо, кто участвует в этом землеустройстве? Сейчас фактически имеем 4-5 содержательных статей в законе о землеустройстве и одну в Земельном кодексе, но они – самого общего характера… Но ведь это очень больной вопрос! Потому что даже на землях сельхозназначения возможно строительство дач, садоводческих товариществ, которые, в соответствии с решением Конституционного суда, разрешившего дачникам постоянную прописку, являются ползучим наступлением на земли сельхозиспользования. Люди платят с них меньше налог, но пользуются ими уже как городские жители. С этим вопросом тоже нужно бороться».
По данным корпорации «Бест-Недвижимость», рыночная стоимость сотки земли в Подмосковье достигла 1800 – 2300 долларов в 2011 году (для сравнения: в 2004 г. – 400). Интенсивность роста цен на землю сельхозназначения на протяжении последних 4-5 лет составляет 30% в год.
Как показывают данные фонда имущества Московской области, общая площадь региона равна 4,58 млн. га (из них на леса отводится 1,8 млн. га, на земли отраслей производства, энергетики, транспорта, а также оборонного назначения – 270 тыс. га, на земли запаса – 132,2 тыс. га, на территории, которые охраняются в особом порядке, – 65,1 тыс. га). Земли поселений составляют 501,3 тыс. га. Площадь земель, отведенных для сельскохозяйственного назначения, представляет собой в итоге порядка 1,743 млн. га.
Несмотря на тот факт, что в регионе около 75% использующихся земель фигурирует в категории земель, которые предназначены для сельского хозяйства, – число территорий, которые меняют свое функциональное назначение, в Московской области из года в год увеличивается. Каждый год примерно 100 тыс. га земель меняют свой статус: 40% идут под дачное строительство, еще 40 – переходят в земли под собственное жилищное строительство, а оставшиеся 20% – предназначены для промышленности и иных целей. По оценкам экспертов, порядка 60 – 70% всех свободных земельных участков, которые могут быть введены в рыночный оборот на территории региона, сосредоточены в руках примерно двух десятков собственников. Эти подмосковные латифундисты решают, как дальше использовать подконтрольные им земли.
Председатель Московского крестьянского союза Николай Соин на мой вопрос, есть ли у фермерских хозяйств возможности для расширения своих сельхозугодий, отрубил:
– Это практически неразрешимая задача. Фермеру надо «сидеть на трубе или на газе», чтобы заработать денег на приобретение земли в Подмосковье. В Серебряных Прудах, к примеру, земля окупит затраты лишь через лет 10-15. Куда там простому фермеру… Хотя теоретические возможности имеются: есть немало собственников, которые не используют свои земли, и они зарастают бурьяном. Есть и такие, кто придерживают земли, чтобы в будущем подороже продать.
– Но ведь в декабре 2010 года был принят Федеральный закон ”О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельхозназначения”, по которому неиспользуемые по целевому назначению в течение трех лет угодья могут быть принудительно изъяты, – говорю я.
– Закон пока не работает, нет порядка, механизма изъятия земель, – считает Соин, и с известным фермером трудно не согласиться. А раз так, на земле будут продолжать наживаться не чистые на руку чиновники.
Александр РЫБАКОВ | спецкор «НВ» | Московская область
Между прочим
В интервью «Русской службе новостей» президент Белоруссии Александр Лукашенко с присущей ему иронией заметил: ”Я вспоминаю, как мы однажды с Владимиром Владимировичем (Путинын. – Ред.) летели из Москвы в его резиденцию на вертолете. Сто километров мы летели и сто километров от Москвы – дворцы… Смотрю: лес стоит, а в лесу деревьев меньше, чем дворцов… И вот такое жуткое впечатление. Я помню Подмосковье советское, оно хлеб давало, капусты очень много возделывалось, картофеля, кормило практически Москву. А сейчас … У нас в Беларуси даже гектар сельхозугодий невозможно получить без подписи президента». А нам слабо?