«Чуть помедленнее, кони…»

Минувший год стал для России рекордным по уровню инфляции за 20 лет новейшей истории – всего 6,1%. При этом на столько же снизилась стоимость минимального набора продовольствия: примерно на четверть подешевели сахар и плодоовощная продукция, на одну пятую – гречка и пшено. Таков итог безумных спекуляций на засухе 2010 года.

Незначительный рост цен сохраняется и в начале наступившего года: в первой половине января официальная инфляция составила 0,2% – в 7 раз ниже прошлогоднего уровня. Причина – предвыборный перенос повышения коммунальных тарифов с 1 января на 1 июля и 1 сентября. Это делает рост цен первого полугодия несопоставимым с прошлыми годами, когда он разгонялся именно удорожанием коммуналки.

Заниженность официального показателя инфляции очевидна. Непосредственная причина – несовершенство методологии расчета: она завышает значимость относительно дорогих товаров (мебели, меховых шуб, автомобилей), которые приобретаются лишь наиболее обеспеченными слоями населения. Однако тот факт, что это несовершенство не исправляется долгие годы, – признак политического заказа.

Либералы, сведшие к снижению инфляции едва ли не все свои обязанности перед обществом в деле управления экономикой, буквально «зациклены» на ней. Поэтому при ее расчете административное и политическое давление становятся чрезмерными. Тем не менее низкая инфляция – безусловный успех, пусть даже официальный показатель и ниже реального раза в два.

Причина этого успеха очевидна: жесткая финансовая политика; некоторые усилия, пусть и недостаточные, предпринимала и антимонопольная служба.

Но главный фактор снижения инфляции – падение реальных доходов «дорогих россиян». Первые 10 месяцев они отставали даже от прошлогоднего уровня, а в январе-ноябре превысили его на символические 0,2%. С учетом занижения инфляции и продолжения галопирующего обогащения всех видов олигархии это значит обеднение всего остального общества. И действительно – число нищих, то есть людей с доходами ниже прожиточного минимума, по итогам первых трех кварталов, впервые за всю путинскую эру оказалось выше прошлогоднего, да и среднему классу приходится «поджиматься», о чем можно судить хотя бы по косвенным признакам, вроде посещений частной стоматологии.

И это – при баснословно дорогой нефти, в ситуации, когда и государство, и корпорации буквально захлебываются от денег (так, например, неиспользуемые остатки средств на счетах бюджета превышает 5,5 трлн. руб. – в то самое время, когда «от нехватки бюджетных средств» умирают дети)!

Это чудовищный результат. Инфляция снижена в первую очередь за счет того, что возобновившийся рост бедности и даже нищеты сдержал даже алчность давно уже сорвавшихся с цепи монополий.

Продолжать эту политику вряд ли удастся: ограничение масштабов произвола монополий, пусть даже и «с помощью» обеднения населения, сокращает объем взяток, передаваемых им классу коррупционеров. Перенос же увеличения коммунальных тарифов на вторую половину 2012 года (в силу чего у населения останется больше денег, которые смогут отобрать у него торговые монополии) – лишь временный выход, тем более что коммунальщики вряд ли освобождены от обязанности платить взятки.

В рамках нынешней политической системы страну нельзя освободить от коррупционного и монопольного бремени – соответственно, нельзя ничего поделать и с инфляцией. Поэтому официальная инфляция 2012 года, вероятно, увеличится до 7%. Реальная, соответственно, будет в два, а то и два с половиной раза выше.

Ограничивать численность нищих, то есть людей с доходами ниже прожиточного минимума, чисто статистическими методами, лишь путем занижения этого минимума, долго не удастся. Людям придется дать (или позволить зарабатывать) деньги, значительная часть которых немедленно будет отобрана у них монополиями в виде повышения цен.

Помимо тарифов ЖКХ, наиболее болезненным будет, вероятно, рост цен на лекарства. Не будем забывать и об обещанном на 2012 год повышении акцизов, которое может довести минимальную цену легальной водки до 150 рублей – разумеется, уже после избрания Путина президентом: чтобы те, кто страдает от чужого пьянства, успели обрадоваться, а те, кто пьет, не успели ощутить удорожания.

Кроме того, бюджетная реформа должна расширить платность бюджетных услуг уже со второй половины этого года. Вряд ли это будет учтено в официальной статистике, а по карману ударит многих.

Подчеркну: и отсутствие эффективной борьбы с произволом монополий (что оборачивается чрезмерным ростом цен), и безумные реформы вроде намеченного уничтожения бюджетной сферы вызваны не частными ошибками. Вероятно, причина разрушительных реформ (и, соответственно, грабительского роста цен) заключена в самом характере современной государственности, ее ориентации на коррупцию как основу государственного строя. Рост цен не обуздывается, похоже, просто потому, что значительная часть сверхдоходов бизнеса передается в виде взяток правящему и владеющему Россией классу коррупционеров и является, таким образом, основой его благосостояния.

 

Михаил ДЕЛЯГИН | директор Института проблем глобализации | доктор экономических наук

Ранее

Принцип страуса

Далее

Глас народа

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru