Главные сделки российских бизнесменов в 2019 году произошли за пределами страны
Возможно, главный итог 2019 года в том, что самые интересные сделки и инвестиции с участием российских бизнесменов никак не были связаны с российскими активами.
На первой обложке этого номера Forbes — подзабытый в последние годы миллиардер Михаил Прохоров в джемпере спортивного кроя, на второй — намного менее известный Дмитрий Волков в кожаной рокерской куртке и с букетом роз. Объединяет их не только стиль casual и то, что они победили в своих номинациях при подведении редакцией итогов 2019 года (Прохоров — бизнесмен, Волков — открытие), главное, что в России у этих предпринимателей нет бизнеса почти (Прохоров) или вообще (Волков).
Михаил Прохоров, участник залоговых аукционов и корпоративных войн, классический олигарх 1990-х, а с появлением Forbes в 2004 году завсегдатай рейтинга богатейших, стал глобальным русским, пожалуй, в 2009-м после покупки 80% клуба НБА New Jersey Nets. В 2012-м он перевез команду на новый стадион в Бруклин, переименовав ее в Brooklyn Nets, в 2016-м стал единоличным владельцем клуба и арены, а в 2019-м продал все китайскому миллиардеру, сооснователю Alibaba Джозефу Цаю. Вложения в проект оценивались в $1,5 млрд, сделка с Цаем принесла Прохорову $3,5 млрд наличными, и он стал бизнесменом года по версии Forbes. В декабре 2019-го мы оценивали его состояние в $10,9 млрд, на деньги и их эквиваленты приходилось $9,5 млрд, и понятно, что они находятся не в российских банках. Прохоров обитает между Нью-Йорком, Ибицей, Сейшелами и Москвой, ежедневно занимается тибетским боевым искусством тескао, мало интересуется традиционным бизнесом и говорит, что сейчас самое время создавать новую парадигму. Этим он и занят (подробнее о его новых бизнес-проектах читайте здесь)
Не чужд философии и Дмитрий Волков, которому еще предстоит попасть в список Forbes, его состояние — $750 млн. Как-то он даже собрал компанию философов, когнитивистов и нейроученых и отправился с ними в плавание на парусной шхуне у берегов Гренландии. Обитатель Кремниевой долины, владелец поместья в Латвии и паспорта Мальты сразу строил бизнес, ориентированный на глобальный рынок. Свою индустрию владелец международного интернет-холдинга SDVentures с офисами на четырех континентах называет поиском связей в широком смысле. А если говорить более понятным языком: Волков — совладелец компании Dating.com Group, объединяющей сервисы знакомств на любой вкус с 73 млн зарегистрированных пользователей. Также он делает венчурные инвестиции и покупает недвижимость в США (подробнее о бизнес Волкова читайте здесь).
Еще один владелец дейтингового бизнеса Андрей Андреев с партнерами продал свою MagicLab за $3 млрд инвестгиганту Вlackstone — это сделка года. Леонид Богуславский стал инвестором года: одна из его портфельных компаний DataDog провела IPO на NASDAQ, и состояние миллиардера выросло почти на $1 млрд, а всего за год — на $1,2 млрд. И все это тоже не российский бизнес.
А что же в России? В номинации «Передел» победу мы присудили событиям, связанным с промыслом крабов. Русская рыбопромышленная компания Глеба Франка (зятя Геннадия Тимченко) купила на первых аукционах примерно треть квот на вылов дальневосточного краба за 38 млрд рублей и сразу стала второй на этом рынке.
Николай Мазурин
По материалам: “Forbes”