Пьем в офисе из экономии
Еще пару лет назад казалось, что новогодние вечеринки в офисах — уже история, а все прогрессивное человечество перешло на корпоративы в ресторанах. Однако времена меняются: по данным кейтеринговых компаний, в этом году многие фирмы перешли на более скромный формат. Зато самих вечеринок стало намного больше: статистика показывает трехкратный рост числа мероприятий и увеличение среднего чека на 10%. Эксперты объясняют: экономика стабилизировалась, резкого улучшения никто уже не ожидает, а ухудшения особо не боится.
Наибольший спрос на банкетные залы и рестораны, по данным одной из ведущих кейтеринговых компаний, ожидается с 16 по 27 декабря. Этому вполне соответствует и статистика салонов красоты: именно сейчас в большинстве столичных заведений расписание забито минимум за две недели. Традиционно за «прихорашивание» и костюмы платят идущие на корпоратив, а вот само мероприятие финансирует работодатель. Больше всего тратят на новогодние вечеринки в банковской сфере, IT, фармацевтике, консалтинге.
Средний чек на одного сотрудника в этом сезоне составляет 17 600 рублей — нескромно, ох как нескромно!..
Вот только средний чек за корпоратив в 2019 году — это как средняя температура по больнице. В новогодних вечеринках стало заметнее классовое расслоение.
— Начнем с того, что есть большая разница между корпоративами в середине декабря и теми, что под самый Новый год в тех же ресторанах, — рассказал «МК» президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. — Чем ближе к праздникам, тем дороже. Кроме того, есть множество более бюджетных вариантов: например, заказ выездного обслуживания — кейтеринга, а также просто заказ еды и алкоголя в офис. А часть работодателей договаривается, что корпоратив частично оплачивают сами сотрудники — обычно для этого проводится специальное голосование. Такая тенденция тоже есть. Вообще же, если говорить о чеке из расчета на персону, значительная часть цены дорогих корпоративов — это культурная программа, то есть услуги артистов. Под Новый год, когда певцы и ведущие особенно востребованы, это стоит действительно дорого.
Расцвет культуры дорогих корпоративов с приглашенными артистами пришелся на 2000-е и начало 2010-х годов, отмечает эксперт. В 2014–2015 годах экономическая конъюнктура изменилась, и многие компании просто отказались от корпоративов: сотрудники просто организовывали совместные походы в ресторан за свой счет. Сейчас дорогие вечеринки постепенно возвращаются, но и на бюджетные варианты есть спрос, так что и большие банкетные залы, и маленькие кафе на несколько столиков вполне актуальны для москвичей. Ну а кому и это не по карману — те накрывают столы по-старому: в офисах, на газетке, с водкой в чайных чашках…
— В этом году я получил приглашение с примечанием: «Выпивку и закуску каждый приносит с собой», — рассказывает историк советской повседневности Александр Васькин. — Что это, если не возвращение к былым посиделкам в складчину? Формат-то действительно удачный! Правда, есть нюанс: сейчас повзрослело поколение, которое тяготеет не к коллективизму, а к индивидуализму. И часто для них корпоратив — это не веселье и не отдых, а «обязаловка». Они готовы возмутиться: какого черта, мол, я должен покупать за свой счет какую-то выпивку? Раньше традиция посиделок на работе передавалась практически от отца к сыну, сейчас этого нет. Кроме того, многие работают на удаленке, не дружат с коллегами — и зачем тогда с ними пить?
Васькин уверен: формат, когда женщины режут дома оливье и приносят в тазике, а мужчины закупают спиртное, все еще конкурентоспособен — но только при условии, что в коллективе хорошие отношения.
Другой краеугольный камень современного корпоратива — культура «+1», то есть приглашения сотрудников вместе с супругами. Если еще несколько лет назад мало кому казалось уместным складывать, по-простому говоря, все яйца в одну корзину, то сейчас народ стоит насмерть: если уж проводить лишний вечер в компании коллег — то только вместе со второй половиной!
— Сейчас так принято: те, кому от 20 до 40 лет, стараются везде ходить парами, вместе с супругой — в гости, на мероприятия, куда угодно. Это не вызывает вопросов, и компании ловят тенденцию, охотно идут навстречу, если бюджет позволяет. Будем называть вещи своими именами — корпоратив от банальной пьянки часто отличается только названием. Я могу сказать, что чаще девушки приходят на корпоративы к своим мужчинам — очевидно, опасаются, как бы под воздействием алкоголя те не разгулялись. Мужчины «контролируют» реже, но здесь все зависит от отношений в семье, конечно, — считает психолог Евгений Идзиковский.
По его словам, опасаться, что супруги будут чувствовать себя неуютно в компании, где все между собой знакомы и связаны рабочими отношениями, не стоит — знакомства в праздничной обстановке завязываются, как правило, легко.
— Да, безусловно, остается вероятность, что пришедшие парами будут менее активно веселиться и весь вечер просидят за столиком с салатиком. Однако это выбор людей, надо его уважать. Ну а холостые сотрудники при желании найдут, с кем приятно провести вечер, — резюмирует Идзиковский.
Что же, звучит весьма разумно и толерантно. Главное — чтобы не получилось как в анекдоте: «Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, что дети, зачатые на корпоративе, сотрудниками организации не являются!»
Антон Размахнин, Дарья Тюкова
По материалам: “Московский комсомолец”